Интересно, есть ли ответ у психологов, почему Пигмалион влюбился в статую? Да и еще в свою собственную?
Он из самых популярных мифов. Мы все его знаем, да? Но в древности он был несколько иным. Это опять же интересный момент:
Все древние авторы, включая Овидия, игнорируют имя Галатея.
Просто Пигмалион и Образ. Художник влюбился в Образ. Оживил Образ.
Первое упоминание имени Галатея появляется в драматическом произведении Жан-Жака Руссо «Пигмалион» в 1770 году. С тех пор это имя стало мейнстримом.
Но почему именно Галатея? Да просто имя звучало для ушей знакомо древним. Тогда был хорошо известен древнегреческий миф о Галатее и Полифеме.
А вот вам другой, не менее интересный момент:
В «Метаморфозах» Овидия все начинается с другого мифа; из Пропоитидов.
Пропоитиды были девушками, жившими на Кипре. Они не признавали Венеру богиней. В ярости Венера их наказала, сделав первыми проститутками в истории. В этой истори полно женоненавистничества, однако.
И у Овидия это прелюдия.
Киприот Пигмалион, увидев аморальный образ жизни Пропоитидов, он был потрясен. С отвращением он решил искать жизнь в изоляции от женщин.
Но, по-видимому, не очень-то получалось). Женщина была и голове и в душе.
Тогда он взялся за инструмент и воплотил свои грёзы в произведение искусства.
Идеальная женщина Пигмалиона была сделана из белоснежной слоновой кости. Пропорции были идеальными. Ни одна женщина в реальной жизни не могла приблизиться к красоте творения Пигмалиона.
Статуя была сделана настолько хороша, что кто-то легко мог принять ее за настоящую женщину.
(И опять же, ни один античный автор не называет статую Галатеей).
Очень быстро Пигмалион стал одержим своим творением. Галатея была не просто красивой, она оказалась совершенной.
В отличие от Пропоитидов, она не могла заниматься проституцией.
Пигмалион был влюблен. Конечно, Галатея была неодушевленным существом, но это не помешало Пигмалиону испытывать к ней большую привязанность и относиться к ней как к своей жене.
По ходу дела скульптор начал обманывать себя, полагая, что Галатея - настоящая женщина:
«Он поднимает обе руки, чтобы почувствовать работу, и задается вопросом, может ли это быть слоновая кость, потому что она кажется ему более настоящей плотью - его разум отказывается воспринимать это как слоновую кость, он целует ее и чувствует, что его поцелуи возвращаются.
И, говоря о любви, ласкает ее любящими руками, которые, кажется, производят впечатление, на части, которых они касаются, настолько настоящими, что он боится, что затем может поранить
ее своим нетерпеливым нажимом».
Более того, он начал приносить статуе ценные подарки, чтобы доставить ей удовольствие, как если бы он делал это с настоящей женщиной.
Он также одел Галатею в одежду и украшения, хотя, как утверждает Овидий, голая она выглядела красивее.
Наконец, Пигмалион положил свое творение на кровать с подушками и дорогими простынями.
В день праздника Венеры Пигмалион сделал подношение богине и, стоя у алтаря, прошептал:
«Если это правда,
о Боги, что вы можете дать все, я молюсь,
чтобы моя жена была […]
такой же, как моя Статуя».
Венера услышала желание Пигмалиона и трижды заставила пламя вспыхнуть в знак того, что она понятно.
Пигмалион пошел домой и привычно поцеловал статую. Но тут случилось чудо: губы ответили н поцелуй!!!!
Очарованный Пигмалион снова поцеловал Галатею и коснулся ее груди рукой.
Там, где он прикосался, слоновая кость теплела.
С каждым новым прикосновением и поцелуем Галатея становилась все меньше и меньше статуей, пока наконец она не стала совсем живой!!!
Пигмалиона и Галатею поженила сама Венера.
От их брака родился Пафос, в честь которого и получил свое название город Пафос.
Миф о Пигмалионе и Галатеи прекрасно отражает одну из основных целей древнего искусства – мимесис (подражание) природе.
Это погоня за реальностью стало навязчивой идеей для древних художников. Зевксис написал виноград, настолько реалистичный, что птицы пытались его клюнуть.
А еще для древних всё было живым. Деревья и реки, моря и камни. Ну, анимизм — вера в одушевлённость природы, и сегодня можно встретить.
Это погоня за реальностью стало навязчивой идеей для древних художников. Зевксис написал виноград, настолько реалистичный, что птицы пытались его клюнуть.
А еще для древних всё было живым. Деревья и реки, моря и камни. Ну, анимизм — вера в одушевлённость природы, и сегодня можно встретить.
Свежие комментарии