На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Призраки невест, умерших до свадьбы. Кто такие вилисы?

В Австрии в одной местности существует сказание ... о призрачных танцовщицах, известных под названием вилис. Вилисы – невесты, умершие до свадьбы. Несчастные юные создания не могут спокойно лежать в могиле, в их мертвых сердцах, в их мертвых ногах жива еще та страсть к танцу, которую им не довелось удовлетворить при жизни, и в полночь они встают из могил, собираются толпами на больших дорогах, и горе тому молодому человеку, который там с ними встретится! Он должен танцевать с ними; они обнимают его с необузданным неистовством, и он пляшет с ними без удержу, без передышки, пока не падает замертво. В подвенечных платьях, в венках с развевающимися лентами и сверкающими перстнями на пальцах, вилисы, подобно эльфам, пляшут при свете месяца. Лица их, хотя и бледные как снег, юны и прекрасны; они смеются так жутко и так весело, так кощунственно-очаровательно, они кивают так сладострастно-таинственно, так заманчиво; никто не в силах устоять против этих мертвых вакханок.

Считается, что именно эта история, описанная Генрихом Гейне в книге "О Германии", вдохновила Теофиля Готье на создание балета, который поэт изначально так и хотел назвать ("Вилисы"), однако который позже снискал всемирную славу под названием "Жизель".

Заметка Гейне небольшая, из нее мало что можно почерпнуть о том, что это за загадочные существа такие - вилисы. И в данной статье мы саккумулируем известную нам информацию и попытаемся в этом разобраться.

Надо сказать, что вариант вил, данный в балете "Жизель", характеризует их не очень развернуто. Если копнуть поглубже и познакомиться с ними поближе, то окажется, что по происхождению, поведению, способностям, характеру и т.п. вилы - народ крайне неоднородный. И далеко не всегда злобный и мстительный.

Начать нужно с того, что интересующие нас существа - это героини славянской мифологии (часто говорится, что южнославянской, однако, как далее будет видно, вилы встречаются не только у южных славян). У разных славянских народов называются по-разному.

Помимо слова "вила", встречаются: вилии - вариант названия, возникнувший с легкой руки Генриха Гейне; Самовила (самодива) - болгарское и македонское названия вил; наконец, Юда— болгарское название водяных вил, носящихся вихрем по воздуху (согласно другим источникам, юда - это также македонская вила).

Как несложно заметить, никаких "вилис" здесь не встречается, т.е., существует лишь слово "вила". Почему же в балете девы зовутся "вилисами"?

Объяснение этому дал в свое время советский балетовед Юрий Слонимский: в немецком языке, во множественном числе к wili добавляется окончание "s" (wilis). Рycские переводчики в свое время восприняли это написание буквально, поэтому в нашей литературе сложилась привычка писать "вилиса", "вилисы".

Само происхождение слова "вила" не вполне установлено. В книге "Мифология всех рас" (The Mythology of all races) Луиса Грея высказано предположение, что корень "вел", означающий "губить", "изнурять", родственен литовскому слову "велес" ("духи умерших").

Далее. Кем вилы были до смерти? По Гейне (а также по балету) все понятно - это невесты, умершие до свадьбы, не утолившие свою страсть к танцу при жизни. Но это не единственный вариант.

По сербским преданиям вилы - девы, понесшие божественное наказание за чрезмерную гордыню при жизни.

Болгары верят, что самовилы - девушки, умершие, не успев креститься.

Близки к балетной трактовке словацкие поверья. Согласно им, вилы - это души невест, умерших после обручения, обреченные скитаться по ночам.

Наконец, у поляков вилы - души прекрасных девушек, наказанных за фривольное поведение при жизни (при этом, польские вилы помогают тем, кто относился к ним хорошо при жизни, и мстят тем, кто относился плохо).

Как видно, не во всех поверьях стать вилой - наказание. Если у сербов и поляков вилам есть за что становиться вилами (и тогда можно рассматривать это как наказание), то можно ли считать грехом отсутствие крещения на момент смерти, как например у болгар? Не становится ли в таком случае превращение в вилу после смерти поощрением?

Здесь надо также отметить, что Сирил Бомонт в книге "Балет под названием "Жизель"", ссылаясь на словарь Meyer, Konversationslexikon, утверждает, что вилы – это вообще разновидность вампиров, духи девушек, умерших в результате обмана неверных любовников (стоит упомянуть, что согласно Готье, предсказание матери Жизели в первом акте звучит как "ты станешь вампиром танца").

В последнем случае понятна мотивация мщения вил. В свою очередь, Гейне не упоминает, почему вилы мстят, но как мы увидем далее, затанцовывание до смерти может быть совсем не мщением, а обычным поведением в отношении путников, забредших туда, куда не следует. В этом смысле вилы не будут делать различий в том, кто перед ними - предавший Альберт или ни в чем не повинный (на первый взгляд) Иларион (Ганс).

Далее. Что известно о миссии вил в нашем бренном мире и взаимодействии с людьми? Перейдем непосредственно к описанию вил, из которого кое-что станет ясным. Вот что говорится в книге "The Mythology of all races".

Изначально вилы жили в тесном контакте и дружбе с людьми. В незапамятные времена, когда люди жили в мире и согласии, вилы помогали им сеять и убирать урожай, косить траву, кормить скот, строить дома и т.д. Но когда люди стали вести греховную жизнь, вилы покинули их.

Согласно словенским поверьям, вилы были добро расположены к людям, подсказывая им, в какое время лучше всего подходит для вспахивания, посева и сбора урожая. Они заботились об урожае, вырывали сорную траву и т.д., взамен прося лишь еду, которую употребляли по ночам. Появлялись обычно в летнее время, пока люди не стали вести греховный образ жизни. Тогда вилы исчезли до тех пор, пока не настанут лучшие дни.

Болгарский фольклор сохранил описание вил (самовил) как добродетельных богинь влаги. По нему это очень красивые девушки с длинными косами и крыльями, живущие на краю света. К людям прибывают один раз в году и в нужное время орошают дождем хлебородные нивы. Они выливают росу из рогов, и хлеба начинают колоситься.

Сербский фольклор изображает вил в виде молодых красавиц с длинными волосами, спускающимися по спине и груди. Одеты они в белые платья длиной до пят. По некоторым поверьям, эти длинные одеяния скрывают козьи, лошадиные или ослиные ноги вил. Обычно вилы доброжелательны к людям, они защищают обиженных и сирот. Если же их разозлить, то они могут убить одним взглядом.

Во многих сказках славянских народов вилы замужни. Они описываются как ответственные жены и прекрасные хозяйки, но их мужья не должны напоминать им об их происхождении, в противном случае вилы исчезнут, продолжая, однако, тайком заботится о благополучии их детей.

Вилы описываются как вечно молодые прекрасные девушки, бледнолицые и одетые в белое, златовласые либо русые. От волос, при этом, зависит их жизнь: если вила потеряет хоть один волос, то она умрет (здесь мы узнаем, что вилы отнюдь не бессмертны, и могут не только исчезать с рассветом, но и умереть). Существует также словенское поверье, что вила может показаться в истинном обличии тому, кому удастся отрезать прядь ее волос.

Часто, но не всегда, предания наделяют вил крыльями. Тот, кто отберет эти крылья, привяжет вилу к себе (согласно некоторым источникам, вила в таком случае превращается в обычную женщину; иногда говорится об отнятом платье, а не крыльях). Однако она все равно будет пытаться вернуть их, и когда ей это удасться, она тут же исчезнет. Некоторые мужчины отбирали у вил крылья, а затем брали в жёны. Но такой брак никогда не заканчивался удачно: рано или поздно вила обманом и хитростью выманивала свои крылья обратно и улетала. Дети, рождённые в таком браке, часто оставались брошенными на отца.

Глаза вил сияют, как молнии, а голоса сладки и высоки, будто у сирен. Раз услышав ее голос, его не забыть никогда. Мужчине легко очароваться их красотой; однажды увидевший вилу, будет глубоко тосковать по ней, при том до такой степени, что эта тоска сведет его в могилу.

Вилы любят ездить верхом на лошадях и оленях, при этом сами могут превращаться в лошадей, волков змей, соколов, лебедей. Обитают на облаках, покрытых лесами горах либо в воде. Также живут на облаках, звездах, в пещерах и ущельях, высоко в горах, а в качестве обиталища обустраивают, ни много ни мало, целые замки (стоит напомнить, что согласно рецензиям на премьеру "Жизели" Теофиля Готье и Жюля Жанена вилисы слетались к месту празднества из разных мест).

Время от времени, превратившись в птиц, слетают на землю, чтобы предсказать будущее и защитить человечество от катастрофы. Они могут предсказывать будущее, смерть и излечивать от болезней.

Водяные вилы живут в озерах, реках, ручьях и колодцах, хотя большую часть времени проводят вне воды. Когда в полночь они покидают свои водные обители, вода вздымается и пенится. Горе мужчине, кто в этот момент купается в воде: его тотчас утопят. Умрет и тот, кто захочет напиться воды из их водного обиталища, не спросив разрешения.

Особое свойство вил – музыкальность. Они не могут без пения и танцев. Места, где они устраивают свои пляски, видны издалека и представляют из себя кольца густых зеленых зарослей. Не дай бог кому ступить туда - придется понести наказание. Их голоса настолько сладки, что мужчина может слушать их сутками, не ведая еды и воды. Однако их язык никому не понятен, за исключением тех, кто пользуется их расположением, дружбой.

Вилы известны своей силой и храбростью, и когда случается им бороться друг с другом (а случается это часто), то по всему лесу поднимается шум, земля дрожит.

Могут рожать детей, но часто "сплавляют" их на воспитание земным женщинам. Такие дети отличаются отличной памятью и удивительным умом. Могут и похищать детей, вскармливая их медом и обучая их всему, что умеют и знают сами.

Наконец, у некоторых народов еще на начало 20 века оставалась традиция оставлять вилам подношения (круглые пирожные, ленты, свежие фрукты и овощи, цветы, оставленные у священных деревьев и колодцев и в сказочных пещерах).

Итак, из всего изложенного мы понимаем, что далеко не всегда вилы - существа злобные, мстительные, настроенные к людям враждебно. По Гейне (соответственно, и в балетном варианте) вилы - однозначно отрицательные существа (Гейне, как видно из текста, уподобляет их эльфам (феям) и вакханкам). Однако в зависимости от народа их характер может меняться до нейтрального и даже положительного.

Кстати, из описания Гейне сложно понять, откуда его вилы, прешедшие затем в "Жизель". Сказано "в Австрии в одной местности", но ведь Австрия времен Гейне включала славянские территории. Или вилы - героини не только славянских преданий, но и немецких? Но про немецких вил читать доводилось немного.

Разве что Серж Лифарь в книге "“Жизель” – апофеоз романтического балета" упоминает о немецких вилах, подчеркивая их более агрессивный характер по сравнению с вилами славянскими. Различие в том, что славянские вилы – существа чистые и от начала духовные; а вот вилы германские – существа превращенные: они были невестами и сделались замогильными труженицами танца. К примеру, сербские вилы не злы, но могут наказывать человека за злое дело и чаще всего за самонадеянность и гордость (и только). Для них закружить какого-нибудь хвастуна-охотника или заносчивого рыцаря больше, чем наслаждение.

При этом, особо жестоким народом являтся юды. Юды относятся враждебно к людям и, завидев кого-нибудь купающимся, опутывают своими длинными волосами, как сетями; пойманных замучивают различными способами, с особым удовольствием выдирают им глаза.

Остается лишь добавить, что в восточно-славянской (и не только) мифологии ближайшими родственницами вил являются русалки.

В начале статьи было упомянуто, что изначально Теофиль Готье планировал назвать балет "Вилисы". Вот об истории создания "Жизели", далее и пойдет речь.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх