Писатели - люди чрезвычайно увлеченные. Многие из них, помимо писательских трудов, находили себе уйму других занятий. Лев Толстой, к примеру, учил разные языки, катался на велосипеде и занимался устройством школ для крестьянских детей. Булгаков был врачом, Достоевский, по молодости, инженером. А кем работал Александр Романович Беляев?
В семье глубоко верующих людей ( отец Александра был священником) дети были начитанными и любили Жюль Верна. Александр Романович вспоминал:
«Мы с братом решили отправиться путешествовать к центру Земли. Сдвинули столы, стулья, кровати, накрыли их одеялами, простынями, запаслись масляным фонарём и углубились в таинственные недра Земли. И тотчас прозаические столы и стулья пропали. Мы видели только пещеры и пропасти, скалы и подземные водопады такими, какими их изображали чудесные картинки: жуткими и в то же время какими-то уютными. И сердце сжималось от этой сладкой жути.
Позднее пришёл Уэллс с кошмарами «Борьбы миров». В этом мире уже не было так уютно...»
Как появился Ариэль?
В 6 июля 1893 года произошло невероятное для мальчика происшествие: Своими глазами он наблюдал, как воздушный шар с гимнасткой поднялся на высоту одного километра, после чего девушка спрыгнула с трапеции, над ней раскрылся парашют и она легко опустилась на землю.
Это событие ошеломило маленького Сашу, поэтому он немедленно провел собственный эксперимент и спрыгнул с крыши с зонтиком в руках, чтобы испытать радость полета. Эти попытки прыжков (а Саша был упорным мальчиком) не увенчались успехом. Но Александр Беляев всё же смог воплотить эту радость в полетов в жизнь: написал роман «Ариэль» о юноше, способном летать как птица.
По воле отца, Александр отправился получать образование в духовную семинарию, однако позже предпочел религиозному образованию юридическое. Первое время отец помогал с оплатой, но после его смерти Александру пришлось зарабатывать самому: юноша давал частные уроки, рисовал декорации для театра, даже играл на скрипке в оркестре цирка.
Станиславский сказал ему: Верю!
Александра всегда привлекала музыка; он самостоятельно учился играть на скрипке и рояле, мог часами играть на любимых инструментах. Другим увлечением Беляева была фотография, особенно его привлекали ужасы (например, сделанный им снимок "человеческая голова на блюде в синих тонах").
Важная часть жизни Беляева была связана с театром. Талантливый юноша выступал в любой роли, был готов быть драматургом, и режиссером, и актером. У Беляевых в Смоленске был домашний театр. Надо ли говорить о том, какой он пользовался популярностью? Широко известный, он давал гастроли по всему городу и окрестностям.
Однажды, в Смоленск прикатила столичная труппа под руководством Станиславского. Александр заменил заболевшего артиста - сыграл вместо него в нескольких спектаклях. Успех был оглушительным, Станиславский даже предложил Беляеву остаться в труппе! Однако Беляев отказался.
Единственное в жизни путешествие
Большинство романов Беляева происходит за границей. Но сам Александр Романович путешествовал так далеко лишь один раз в жизни.
По окончанию лицея Беляев получил должность частного поверенного и осел в Смоленске. Очень скоро заработал репутацию хорошего юриста. У него появились постоянные клиенты.
В 1911 году Беляев выиграл важное судебное дело, за которое получил хороший гонорар. Эту сумму он планировал потрать на путешествие по Европе.
В автобиографии Беляев пишет:
«Изучал историю, искусство, ездил в Италию изучать Ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции».
Эта поездка стала тем самым источником, что дарил писателю вдохновение до конца своих дней.
Беляев совершил полет на гидроплане и поднимался на Везувий, а потом написал о своем подъеме:
Везувий — это символ, это бог южной Италии. Только здесь, сидя на этой чёрной лаве, под которой где-то внизу бурлит до времени смертоносный огонь, становится понятно обожествление сил природы, царящих над маленьким человеком, таким же беззащитным, несмотря на все завоевания культуры, — каким он был тысячи лет назад в цветущей Помпее.
Писал он не только о природных явлениях, жители Италии тоже попали в эти записи:
«Удивительный народ эти итальянцы! Неряшливость они умеют соединять с глубоким пониманием прекрасного, жадность — с добротой, мелкие страстишки — с истинно великим порывом души».
Всё увиденное, преломив через призму своего восприятия, писатель отразит потом в произведениях.
В 1913 году Александр Романович уже работал секретарем в редакции газеты «Смоленский вестник» - юриспруденция осталась в прошлом. Вскоре он становится редактором.
Страшная болезнь
В 1915 году у Беляева обнаружили туберкулёз позвоночника. Шесть долгих лет Александр Беляев был прикован к постели, половину из них в гипсовом корсете. Жена от него ушла. Мать нашла возможность перевезти его в Ялту. Беляев находил спасение в чтении и изучении новых языков. Лишь в 1922 году наступило некоторое облегчение - видимо помогла любовь и забота женщины, которая не испугалась сложностей и в это сложное время была рядом с писателем. Это была Маргарита Константиновна Магнушевская, его вторая жена.
После женитьбы «...мне пришлось, — вспоминал Беляев, — поступить в канцелярию уголовного розыска, а по штату я младший милиционер. Я же — фотограф, снимающий преступников, я же — лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и "приватный" юрисконсульт. Несмотря на всё это, приходится голодать».
Через год они с женой переехали в Москву.
Александр Романович устроился работать в Наркомпочтель — Народном комиссариат почты и телеграфа — плановиком, через некоторое время — в Наркомпрос юрисконсультом. А вечерами он писал.
Начало творческой жизни
В 1925 году (Беляеву был 41 год) на страницах журнала «Всемирный следопыт» опубликовали рассказ «Голова профессора Доуэля». (Тогда это бала проба пера, именно рассказ, не роман).
Беляев позже расскажет: «Могу сообщить, что произведение "Голова профессора Доуэля" — произведение в значительной степени... автобиографическое. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни "головы без тела", которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытать "голова без тела"».
Пока работа писателя не приносила большого дохода, Беляев перепробовал множество разных профессий:
- был воспитателем в детском доме;
- был в должности инспектора уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку;
- снова устроился на работу юрисконсультом.
Лишь в 1928 г. Беляев с семьей переехал в Ленинград, и с этих пор получил возможность профессионально заниматься литературой.
Размышляя о задачах писателя- фантаста, Александр Романович говорил:
«Писатель, работающий в области научной фантастики, должен быть сам так научно образован, чтобы смог не только понять, над чем работает учёный, но и на этой основе предвидеть последствия и возможности, которые подчас неясны ещё и самому учёному».
Именно таким писателем-фантастом был он сам.
Свежие комментарии