Свежие комментарии

Кем работал писатель Александр Беляев?

Писатели - люди чрезвычайно увлеченные. Многие из них, помимо писательских трудов, находили себе уйму других занятий. Лев Толстой, к примеру, учил разные языки, катался на велосипеде и занимался устройством школ для крестьянских детей. Булгаков был врачом, Достоевский, по молодости, инженером. А кем работал Александр Романович Беляев?

 

Александр Романович
Александр Романович

В семье глубоко верующих людей ( отец Александра был священником) дети были начитанными и любили Жюль Верна. Александр Романович вспоминал:

«Мы с братом решили отправиться путешествовать к центру Земли. Сдвинули столы, стулья, кровати, накрыли их одеялами, простынями, запаслись масляным фонарём и углубились в таинственные недра Земли. И тотчас прозаические столы и стулья пропали. Мы видели только пещеры и пропасти, скалы и подземные водопады такими, какими их изображали чудесные картинки: жуткими и в то же время какими-то уютными. И сердце сжималось от этой сладкой жути.
Позднее пришёл Уэллс с кошмарами «Борьбы миров». В этом мире уже не было так уютно...»

Как появился Ариэль?

В 6 июля 1893 года произошло невероятное для мальчика происшествие: Своими глазами он наблюдал, как воздушный шар с гимнасткой поднялся на высоту одного километра, после чего девушка спрыгнула с трапеции, над ней раскрылся парашют и она легко опустилась на землю.

Это событие ошеломило маленького Сашу, поэтому он немедленно провел собственный эксперимент и спрыгнул с крыши с зонтиком в руках, чтобы испытать радость полета. Эти попытки прыжков (а Саша был упорным мальчиком) не увенчались успехом. Но Александр Беляев всё же смог воплотить эту радость в полетов в жизнь: написал роман «Ариэль» о юноше, способном летать как птица.

Люди бормотали наспех заученные молитвы, смысла которых не понимали, и мечтали о том, каких чудес они натворят, когда овладеют верой. Надо сказать, что большинство не мечтало ни о переброске гор, ни о остановке солнца, а лишь о новом доме, о новом сари, буйволе, осле ,о каждодневной горсти риса, об исцелении от болезней, и никто - о царствии небесном.
Люди бормотали наспех заученные молитвы, смысла которых не понимали, и мечтали о том, каких чудес они натворят, когда овладеют верой. Надо сказать, что большинство не мечтало ни о переброске гор, ни о остановке солнца, а лишь о новом доме, о новом сари, буйволе, осле ,о каждодневной горсти риса, об исцелении от болезней, и никто - о царствии небесном.

По воле отца, Александр отправился получать образование в духовную семинарию, однако позже предпочел религиозному образованию юридическое. Первое время отец помогал с оплатой, но после его смерти Александру пришлось зарабатывать самому: юноша давал частные уроки, рисовал декорации для театра, даже играл на скрипке в оркестре цирка.

Станиславский сказал ему: Верю!

Александра всегда привлекала музыка; он самостоятельно учился играть на скрипке и рояле, мог часами играть на любимых инструментах. Другим увлечением Беляева была фотография, особенно его привлекали ужасы (например, сделанный им снимок "человеческая голова на блюде в синих тонах").

Важная часть жизни Беляева была связана с театром. Талантливый юноша выступал в любой роли, был готов быть драматургом, и режиссером, и актером. У Беляевых в Смоленске был домашний театр. Надо ли говорить о том, какой он пользовался популярностью? Широко известный, он давал гастроли по всему городу и окрестностям.

Однажды, в Смоленск прикатила столичная труппа под руководством Станиславского. Александр заменил заболевшего артиста - сыграл вместо него в нескольких спектаклях. Успех был оглушительным, Станиславский даже предложил Беляеву остаться в труппе! Однако Беляев отказался.

Море — это многоэтажное здание. В каждом «этаже» живут свои обитатели, которые не поднимаются в верхние и не спускаются в нижние "этажи"
Море — это многоэтажное здание. В каждом «этаже» живут свои обитатели, которые не поднимаются в верхние и не спускаются в нижние "этажи"

Единственное в жизни путешествие

Большинство романов Беляева происходит за границей. Но сам Александр Романович путешествовал так далеко лишь один раз в жизни.

По окончанию лицея Беляев получил должность частного поверенного и осел в Смоленске. Очень скоро заработал репутацию хорошего юриста. У него появились постоянные клиенты.

В 1911 году Беляев выиграл важное судебное дело, за которое получил хороший гонорар. Эту сумму он планировал потрать на путешествие по Европе.

В автобиографии Беляев пишет:

«Изучал историю, искусство, ездил в Италию изучать Ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции».

Эта поездка стала тем самым источником, что дарил писателю вдохновение до конца своих дней.

Беляев совершил полет на гидроплане и поднимался на Везувий, а потом написал о своем подъеме:

Везувий — это символ, это бог южной Италии. Только здесь, сидя на этой чёрной лаве, под которой где-то внизу бурлит до времени смертоносный огонь, становится понятно обожествление сил природы, царящих над маленьким человеком, таким же беззащитным, несмотря на все завоевания культуры, — каким он был тысячи лет назад в цветущей Помпее.

Писал он не только о природных явлениях, жители Италии тоже попали в эти записи:

«Удивительный народ эти итальянцы! Неряшливость они умеют соединять с глубоким пониманием прекрасного, жадность — с добротой, мелкие страстишки — с истинно великим порывом души».

Всё увиденное, преломив через призму своего восприятия, писатель отразит потом в произведениях.

В 1913 году Александр Романович уже работал секретарем в редакции газеты «Смоленский вестник» - юриспруденция осталась в прошлом. Вскоре он становится редактором.

Мемориальная доска
Мемориальная доска

Страшная болезнь

 

В 1915 году у Беляева обнаружили туберкулёз позвоночника. Шесть долгих лет Александр Беляев был прикован к постели, половину из них в гипсовом корсете. Жена от него ушла. Мать нашла возможность перевезти его в Ялту. Беляев находил спасение в чтении и изучении новых языков. Лишь в 1922 году наступило некоторое облегчение - видимо помогла любовь и забота женщины, которая не испугалась сложностей и в это сложное время была рядом с писателем. Это была Маргарита Константиновна Магнушевская, его вторая жена.

После женитьбы «...мне пришлось, — вспоминал Беляев, — поступить в канцелярию уголовного розыска, а по штату я младший милиционер. Я же — фотограф, снимающий преступников, я же — лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и "приватный" юрисконсульт. Несмотря на всё это, приходится голодать».

Через год они с женой переехали в Москву.

Александр Романович устроился работать в Наркомпочтель — Народном комиссариат почты и телеграфа — плановиком, через некоторое время — в Наркомпрос юрисконсультом. А вечерами он писал.

Начало творческой жизни

В 1925 году (Беляеву был 41 год) на страницах журнала «Всемирный следопыт» опубликовали рассказ «Голова профессора Доуэля». (Тогда это бала проба пера, именно рассказ, не роман).

Кем работал писатель Александр Беляев?
Беляев позже расскажет: «Могу сообщить, что произведение "Голова профессора Доуэля" — произведение в значительной степени... автобиографическое. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни "головы без тела", которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытать "голова без тела"».

Пока работа писателя не приносила большого дохода, Беляев перепробовал множество разных профессий:

  • был воспитателем в детском доме;
  • был в должности инспектора уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку;
  • снова устроился на работу юрисконсультом.

Лишь в 1928 г. Беляев с семьей переехал в Ленинград, и с этих пор получил возможность профессионально заниматься литературой.

Размышляя о задачах писателя- фантаста, Александр Романович говорил:

«Писатель, работающий в области научной фантастики, должен быть сам так научно образован, чтобы смог не только понять, над чем работает учёный, но и на этой основе предвидеть последствия и возможности, которые подчас неясны ещё и самому учёному».

Именно таким писателем-фантастом был он сам.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх