На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    Да, с языком было бы не так цензурно. Хотя вполне в рамках японского, например, фольклора. У них там своя нечисть с я...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Ну, какбы художники, которые изображают Ягу в ступе с пестиком по сути правы. Ведь в наших сказках Баба Яга на железн...Не узнать злобную...
  • Мистер Скептик
    Безграмотные школьники. Птицы - тоже животные.Весёлые цитаты из...

Скандал в Салоне: смерть, разврат и обнажёнка

Делакруа (1).JPG
Завожу новую рубрику: картины со скандалом. Кстати, поскольку Салон был главным явлением в искусстве, именно там и происходили эти памятные истории. В абсолютном большинстве шум вызывали новаторские произведения). Вот «Смерть Сарданапала I». Эжен Делакруа выставил его в Салоне Лувра в 1827—1828  и получил гнев критиков. Их возмутила жестокость и отказ от прекрасного, которое тогда торжествовало на полотнах Энгра.

Делакруа обвинили в эротомании и смаковании жестокости.


Делакруа (2).jpg
Но кажется, Делакруа и хотел вызвать шок у зрителя – всё написано в ярких, густых тонах!
Досталось ему и за ошибки в перспективе и за хаос на переднем плане.
Но и это было намеренным ходом, увеличивающим впечатление от композиции.


Делакруа вдохновили Байрон и маркиз де Сад, чьи книги активно печатались во Франции в начале XIX века.

От де Сада контрабандой на полотно прокралось упоительная смесь сладострастия и смерти, обостренные ощущения и самые прекрасные в живописи XIX века женские спины.


Биографы говорят, что Делакруа не любил вспоминать об этой картине в зрелом возрасте.
И да, ему самому удастся превзойти
«Сарданапала» не скоро.

Ну, вот. Теперь, как обычно, легенда, легшая в основу картины.


Делакруа (6).jpg

Она про ассирийского царя, бывшего знаменитым распутством, равнодушием к делам страны, доведшим её до восстания.
После неудачной попытки подавить мятеж, Сарданапал решает покончить жизнь самоубийством. На картине изображён тот момент, когда царь приказывает также убить своего любимого коня, собак и женщин.

Несмотря на отчаянное решение царя, на картине он выглядит расслабленным и наслаждается устроенной им оргией. Горящая на заднем плане башня символизирует равнодушие Сарданапала к своему погибающему царству, а слон со сломанными бивнями — потерянную власть.

В канонической истории Сарданапала, ни у Байрона, ни у древних историков, ничего не говорилось об убийстве жен, слуг и лошадей.

Царь-сибарит (это он изобрел пуховую перину) просто попросил уничтожить все, что доставляло ему удовольствие при жизни.



Делакруа (4).jpg

Представьте себе Салон того времени – там, в центре зала, висит «Апофеоз Гомера» Энгра и вызывает море восторгов.
Абсолютно глянцевое и статичное изображение.

И вдруг – фантасмагория Делакруа! Ужас-ужас….


Делакруа в «Сарданапале» совершил переворот:
Сочетание ярких, насыщенных красок, создает настолько страстную и страшную картину, что художник впал в немилость и был лишен государственных заказов.
Немилость продлилась всего три года – до Июльской революции.

Благо, правительство во Франции в XIX веке менялось чаще, чем художественные принципы.
И шедевр занял свое заслуженное место в парижском Лувре.



Делакруа (3).jpg



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх