На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Художники открыток - 1. Сергей Сергеич Соломко

в этот раз я хочу остановиться на художниках, рисовавших открытки. Любимых художников у меня много, как и вообще художников открыток. Но тема сложна тем, что о художниках прикладного жанра очень мало что известно. Порой только имя и осталось в истории. Рисование иллюстраций для открыток и за искусство то многие не считают. Часто так и есть, и среди открыточной продукции много действительно безыскусных, наивных работ или часто просто китча. Впрочем, многие художники были действительно мастерами, и если даже не всегда помнят их имена, то помнят их рисунки, знакомые по открыткам.



В гостях

Тема даже мне самой интересна, хороший повод найти информацию. Хотя я не планирую четко придерживаться хронологии, но начну с имени довольно известного. Рассказ будет о Сергее Сергеевиче Соломко (1867 - 1928). Этот художник занимался не только открытками, но его имя известно широкой публике именно благодаря этому малому прикладному жанру. Если вообще говорить об истории русской открытки, то у нее можно выделить два периода - до революции, и после Великой отечественной войны. 20-30 годы почти выпали, открытки считались мещанством и издавались только просветительские и туристические. Да и то не много. Что же касается дореволюционного периода, то он был довольно короткий. Даже после того, как в России разрешили посылать иллюстрированные открытые письма, издатели не сразу успели наполнить рынок местной продукцией. Изначально большое количество русских открыток - это кальки с европейских, часть их и печатали в Европе, только делали надпечатку на русском и, иногда чуть меняли рисунок. Но постепенно стали появляться и настоящие русские открытки. Но тут опять беда - Первая мировая война. Открытки конечно издавали и в это время, но она наложила отпечаток и на сюжеты, и на качество. Так что окончательно сформироваться русская открытка не успела. Были только заданы векторы развития, которые прервались в 1917 г. Открытки Сергея соломка во многом можно считать характерными русскими открытками той эпохи. Он со своими идеями хорошо вписался в интерес к истории России, к боярской моде. Кстати, костюмы для знаменитого бала в русском стиле разрабатывали именно Соломко. И, кстати, популярность одежды тех времен прижилась, даже на советских открытках и Дед Мороз и Снегурочка выглядят совсем не как крестьяне, они часто одеты как раз по той самой боярской моде. Ну красиво же! И узнаваемо.

При том, что имя Сергея Соломко широко известно, о нем самом найти информации удалось мало. Большинство перепечатывает одну и туже информацию. Так что собрала кратко то, что удалось найти.Сергей Соломко родился 22 августа 1867 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян, сын полковника Сергея Афанасьевича Соломко (1835—1897) и Ольги Фаустовны Занадворовой (1853-1917). Крещен бы в Исаакиевском соборе. Его детство прошло в Стрельне. Отец состоял в свите великого князя Константина Николаевича, младшего брата Александра II. Детство Сергея Соломко прошло в Константиновском дворец, среди произведений искусства. Стоит добавить, что и сам великий князь был большим знатоком искусства. С детских лет Сергей показывал большой талант в рисовании, поэтому в 1883 году он едет в Москву, где оканчивает Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Почему не Петербург - сложно сказать. Впрочем позже, вернувшись в 1887 г. он стал вольнослушателем в Императорской Академии Художеств в Петербурге.
Молодой художник своими работами быстро смог заинтересовать издателей "Нива", "Север", а затем и "Шут" и "Мир искусства". Это были иллюстрированные журналы. Про остальные точно не могу вам рассказать, а вот с "Нивой" довелось работать. Это журнал для домашнего семейного чтения. Часто иллюстрации там даже не имеют отношения на прямую к тексту, а существуют сами по себе, как отдельный материал в журнале. Издание рассчитано на массового зрителя, без претензий. Многие и читать то едва умели, только картинки могли посмотреть. В тексте всего понемногу: рассказы из истории, проза и стихи, полезные советы, рассказы о странах, светская хроника, куча рекламы. Поэтому картины в журнале должны были быть сюжетными и понятными. Часто они несли воспитательный, назидательный смысл. Такие работы хорошо удавались Соломко.






Однако критики его работы приняли в штыки, сравнивая его работы с работами станковых живописцев или передвижников. А у него был совсем иной жанр и задачи, которые ставила журнальная иллюстрация. Впрочем, как книжный иллюстратор он тоже много работал, например иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Ещё одним видом художественных работ Сергея Соломки были зарисовки театральных постановок с целью публикации их в театральной периодике. Возможно эта работа повлияла на работы художника, его сюжеты открыток часто выглядят как сценка из спектакля. Как я уже упомянула, занимался Соломко и разработкой костюмов. Интересно, что и для своих проектов, и для открыток он не брал образцы в музеях, а полностью сам разрабатывал костюм, придумывал узоры, украшения. Фактически это не реконструкция исторического костюма, а очень красивая стилизация. Но задачи реального изображения и не стояла, он рисовал сказку

Очень интересны его работы с рисунками различных аллегорий или фантастических существ.
Работал он и как дизайнер, если говорить современным языком. В 1902 году он изобразил свадебный веер, подаренный великой княгине Ольге от ее брата императора Николая II, а в 1914 году императрица Александра Федоровна приобрела его акварель для своей личной коллекции. В течение короткого периода времени он работал в отделе живописи Императорского фарфорового завода, поставляя образцы фарфоровых сервизов и ваз.
В 1910 г. он получает какое-то большое наследство и уезжает жить в Париж. Там он поселился на улице Донфер Рошеро. Однако связи с родиной он не теряет. Продолжает выполнять работы для русских издательств, но также работает и с французскими. Сохранилось много его французских открыток. Был членом Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже (Общество им. И.С. Тургенева). В 1927 году, в связи с его тяжелым заболеванием, общество провело несколько благотворительных вечеров в его пользу. Умер Сергей Сергеевич Соломко в Русском старческом доме, похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа.В России большинство открыток выпущено было издательством Ришар, издательством Фельтена, общиной Св. Евгении и другими благотворительными организациями. Отмечу, что открытки с его рисунками - это не поздравительные открытки, даже и не помню именно праздничных сюжетов у него. Но просто красивые картинки на открытках тогда были популярны. Часто это были как раз романтические сюжеты, ведь главными потребителями такой продукции были дамы. Журналы тогда далеко не все печатали что-то цветное, так что ярую картинку можно было найти именно на открытке. Иногда издатели просто брали уже готовые иллюстрации для журналов, а иногда рисовалось что-то на заказ.У меня в коллекции открыток художника, увы, нет. Они не редкость на аукционах, где я как раз нашла многие фото, но цены кусаются. Интересно, что если открытки Елизаветы Бём активно выпускают в репринте, то вот Соломко я не видела почти ничего, хотя он хорош.





















































Икар

















Французские открытки. Отмечу, что для французских издательтв он рисовал и русские сюжеты, но сюда я собрала именно французсую тематику. Многие открытки нарисованы в годы Первой мировой войны.



















 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх