На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

"Битлджус": 35 лет мы считали заглавного героя мертвецом, но он, возможно, вовсе не умер

В последние дни марта исполняется 35 лет фильму Тима Бертона "Битлджус" – премьера этой черной комедии состоялась 29 марта 1988 года, а на следующий день лента отправилась в широкий мировой прокат. За прошедшее время фильм был основательно изучен и покадрово разобран – да и вообще, ленты Бертона обычно весьма конкретны и самодостаточны, даже мне сложно подбираться к ним со своими вопросами и безумными идеями. Однако одной теорией я всё же с вами в честь юбилея поделюсь. Не бойтесь, в этот раз мы не станем топтать нежные детские воспоминания – мое переосмысление сюжета здесь совсем безобидное.

Что мы помним о фильме? Сюжет "Битлджуса" разворачивается вокруг молодой семейной пары которая погибает в результате автокатастрофы. Духи мужчины и женщины оказываются в некой приемной загробного мира, где им объясняют, что здесь царит жуткий канцеляризм, поэтому им придется подождать... 125 лет – столько времени они будут привязаны к своему дому и станут призраками для всех, кто в него въедет. С занявшей их особняк семейкой Дитц Барбара и Адам найти общий язык не могут, поэтому прибегают к услугам так называемого "биоэкзорциста" по имени Битлджус. Тот берется устроить новоприбывшим в дом "сладкую жизнь", но лишь создает уйму проблем прежним хозяевам, а так же Лидии, девушке, способной общаться с мертвыми.

При взгляде на Битлджуса у зрителя не возникает сомнения – перед нами оживший мертвец. Вид у персонажа потрепанный, одежда истлела, на открытых частях тела кожа имеет серый оттенок и покрыта не то пятнами, не то кусками могильной земли. Да и ведет себя бесшабашный призрак так, словно он давно расстался с бренной жизнью обычного человека и много лет обитает в том самом предбаннике, где загробная бюрократия распределяет, кому из умерших куда направляться – Ада или Рая во вселенной Тима Бертона нет, но есть своеобразный Нижний мир, который очень похож на реальность живых с некоторыми жутковатыми поправками.

О царящей на входе в Нижний мир бюрократии стоит поговорить отдельно – это важная составляющая сюжета. Недавно умершие во вселенной "Битлджуса" попадают в своеобразный Зал ожидания, где за ними закрепляется административный работник, очевидно, из числа покончивших с собой. Судя по всему, самоубийц там не хватает (ни в коем случае не агитирую – живите долго и счастливо), поэтому рассмотрение дел затягивается. Неизвестно, каким способом решались вопросы у других умерших, но чету Мейтлендов попросили подождать сто с хвостиком лет. Ну, а куда им, собственно, торопиться – они уже превысили скорость на дороге совсем недавно...

Но вернемся к красочному персонажу Майкла Китона. Благодаря строгим правилам Зала ожидания, которые никто не смеет нарушать, мы можем сделать весьма интересный вывод – похоже, до самой развязки Битлджус был живым человеком, который каким-то образом проник в мир мертвых и застрял в нем. С чего я это взял? Чтобы понять цепочку размышлений, нам придется прыгнуть в самый финал фильма и обратить внимание на то, что путь Битлджуса закончился тем, что его проглотил песчаный червь. С точки зрения устройства Зала ожидания за этим последовало необъяснимое – биоэкзорцист оказался в очереди к своему загробному куратору, куда попадают только недавние живые.

Строго говоря, попасть в Зал ожидания можно двумя способами. Первый – смерть. Живой человек, переживший гибель, обычно моментально оказывается в очереди к работнику распределяющему загробных кураторов. Мы, например, видим в очереди подавившегося мужчину с костью в горле, серфера с вцепившейся в него акулой, футбольную команду, погибшую в катастрофе – все они только что покинули бренный мир. Другой вариант – магическое заклинание, которое используют Адам и Барбара. Вот только такой способ можно было узнать лишь из книги "Справочник для недавно умерших" и подходит он, опять же, для смертных, впервые оказавшихся за чертой.

Если бы Битлджус был мертвым, как бы на него повлияло поглощение песчаным червем? Да никак! Подлинно мертвые персонажи в фильме запросто могут себя калечить, но для них ничего не меняется – Барбара обжигалась, а Адам терял голову, но это никаким образом на их "самочувствии" не отразилось. Битлджус же испытывает подлинный ужас. Может, потому что прежде он по-настоящему не умирал? Или вспомните еще одну странную деталь – никто из мертвецов в фильме никогда не ест. Герой Китона же пополняет запасы своей энергии, как минимум, дважды – да, это муха и жук, но мы и не в ресторане, будь доволен тем, что успел урвать. Он тем самым поддерживает жизнь своего физического тела.

Теперь давайте попробуем объяснить бросающиеся в глаза нестыковки. Первое – Битлджус владеет магией. Сильный аргумент, но совершенно несостоятельный. Дело в том, что расставание с жизнью не дает магический дар – Адам и Барбара умерли, но колдовать не научились. Это означает только одно – Битлджус и прежде был волшебником, а из этого следует второй пункт. Почему герой Китона оказался в могиле? А ровно потому, что он был опасен – скверный характер в комплекте с навыками колдуна кому-то могущественному показались не лучшим сочетанием для смертного, и Битлджус был отправлен в заточение в гроб. Да, наверное, тайник не самый удачный, но он работал.

В какой-то момент сам Битлджус заявляет Адаму и Барбаре, что он "мертвый парень", но можно ли верить столь противоречивому персонажу? За время контакта с Мейтлендами он столько раз хитрил, мошенничал, изворачивался – вряд ли откровенность и правдивость являются самыми сильными чертами характера биоэкзорциста. Скорее он хотел продать себя подороже, показать, что он разбирается в загробном мире и является тут своим. Может, и является. Но не потому что умер, а потому что застрял на границе живых и мертвых. Из всего этого я делаю вывод – Битлджус некоторое время назад проявил себя колдуном и человеком, способным проникать в загробный мир. Кого-то из могущественных существ это встревожило, и героя отправили в заточение, где он оставался живым до тех пор, пока Мейтленды его не "извлекли".

Как это влияет на восприятие фильма? Да, в общем-то никак особо. Лишь делает Битлджуса не злодеем, а жертвой, ищущей способ покинуть загробный мир, ну, и придает смысл его попыткам жениться на Лидии. Можно только вообразить, насколько устал смертный, находящийся между бытием и небытием, между землей и небесами, между реальностью и запредельем, да еще и пролежавший уйму времени в гробу – да Битлджус был бы согласен хоть на что, лишь бы появилась какая-то определенность. Удастся втереться в доверие призракам и жениться на смертной – отлично! Ничего не получится, и песчаный червь отправит тебя в Зал ожидания – тоже хорошо. Главное, за что-то зацепиться, а там поглядим.

И на этом – вся идея. Никаких целей не преследую, кроме попытки подтолкнуть вас к повторному просмотру хорошего фильма. Ну и, когда смотреть заново будете – держите в голове мысль о живом Битлджусе. Вдруг заметите еще какие-то подтверждения этой теории. Или, наоборот, железное опровержение. Тогда сразу сообщайте в комментариях. А я пока про что-нибудь другое напишу, Тоже интересное. Регулярно заглядывайте на канал Киноведа в штатском – у нас бывает занятно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не тыкайте палкой в трупы, и...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх