Продолжаем с помощью традиционной рубрики "омерзительное искусствоведение" исследовать библейские истории "18+".
В прошлом выпуске были, напомню, изнасилования.
СЕКС ЦЕНОЙ В ОДНОГО КОЗЛЕНКА
Иуда был одним из 12 сыновей Иакова, то есть был крайне важной персоной в еврейском народе. Потому что народ этот состоял тогда примерно из Иакова, его 12 сыновей и внуков (несколько штук), плюс 1 дочь Дина.
Жила эта семья, полная тестостерона, адреналина и бород, дружно и весело -- в частности, как-то в виде милой семейной шутки сыновья Иакова бросили одного из них -- Иосифа, в колодец. За то, что выпендривался и рассказывал братьям, что видел сон: "мне приснилось, что все вы будете мне кланяться и ноги целовать". Старшим братьям эта чистая правда почему-то не понравилась (как это всегда бывает с подобной правдой, если только ты не нижний в БДСМ), и вот -- Иосифа столкнули в колодец, чтобы не видеть этого нетактичного человека никогда больше.
Братья кидают Иосифа в колодец. Витраж
Потом Иуда -- самый умный и благородный из оставшихся 11 братьев, собразил:
-- Идиоты! Это же колодец! Вы забыли про Собянина, Ликсутова и программу "Мой город"! Его же назавтра гастарбайтеры найдут еще живым, когда придут плитку перекладывать!
Тогда братья подняли канализационный люк, достали Иосифа и продали по совету Иуды же проходившим мимо цыганам (которые отвезли его в Египет, где он сделал карьеру, далее см. книгу Исход).
А папа Иаков очень расстроился, когда 11 братьев рассказали ему, что бедный Иосиф пошел гулять и пропал без вести.
Дж. Тиссо. Иаков оплакивает Иосифа.
(Иуда -- один из этих бородачей, который не знаю).
Потом братья сказали:
-- Иуда! Твоя идея была дурацкой! Папа так расстроился из-за смерти Иосифа. Убирайся из нашего дома!
Тактичный Иуда не стал напоминать братьям, что если его идея была Иосифа продать, то их идея -- вообще убить его на месте. Собрал вещи (носки и бритву), выгрузил на съемный диск свои файлы с единственного семейного компьютера и ушел в съемную однушку. Теперь братьев стало 10.
Но не будем продолжать эту логическую цепочку методом А. Кристи и сосредоточимся на Иуде.
Иуда завел себе жену -- лимитчицу, ханаанейку. Тоже против семейных правил, которые требовали, чтобы девочка была из хорошей еврейской семьи, с музыкальной школой и желательно с квартирой и золотишком. Она родила ему троих сыновей. К тому времени, как мальчики подросли, Иуда с семьей худо-бедно помирился, построил бизнес, жилось ему хорошо.
Старшего сына, которого звали Ир, он женил на приличной девушке по имени Фамарь.
Ф. Бол. Иуда и Фамарь. 1663
Но Ир умер вскоре после свадьбы, причина смерти не указывается ("был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь)". А Фамарь осталась вдовой. Положение осложнялась тем, что мужчины того исторического периода страдали тяжелой навязчивой идеей, и с той же страстью, с какой они ныне могут ругаться за укров/ватников, Спартак/Динамо, бутылочное/в кегах, цеплялись за идею первородства, наследства, и т.п. В общем, тот факт, что первенец Ир умер, не оставив сына, был по тогдашним понятиям настоящей трагедией.
Но по Закону из этого положения был выход. Его авторы, очевидно, что-то смутно помнили о сходстве ДНК у братьев, потому что постановили -- брат может жениться на вдове, и родившийся от этой связи ребенок юридически будет считаться сыном покойника, то есть прямая линия первородства не будет прерываться.
Абель Панн. 4 матери (Сара, Ребекка, Рахиль и Лия)
Мать Иуды, его бабушка, прабабушка и любимая жена отца
Впрочем, на самом деле все еще загрузочней.
Иудаизм верит в реинкарнацию (нет, я не путаю с буддизмом). И если человек женится на вдове брата, то сделанный им ребенок как раз становится оч. удобным сосудом для вселения души этого скончавшегося первого мужа женщины.
Так что Иуда приказал второму сыну жениться на овдовевшей Фамарь. Но у среднего сына, видимо, были со старшим не очень хорошие отношения (а не умер ли старший от падения в колодец, кстати?), он совершенно не хотел с ним снова встречаться, и поэтому, занимаясь сексом с Фамарью он "изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему". Это противоречило планам Б-га, и поэтому Всевышний убил и второго сына Иуды.
Этого сына звали Онан, и уже не первую тысячу лет на том свете его душа мучается вопросом -- почему наказали его за прерванный половой акт (ППА) как способ контрацепции, а "онанизмом" почему-то назвали мастурбацию.
Так Фамарь осталась вдовой второй раз.
Вдовой и бездетной -- несмотря на то, что сей метод предохранения, как известно куче брошенок, "надежен", как курс рубля, тут ни повезло ни ей зачать, ни Онану -- уберечься от гнева Божьего.
Иудейские толкователи, впрочем, были люди мудрые, и насчет всех этих шаманских способов, типа ППА и календарного метода предохранения тоже все правильно знали. Поэтому у них была другая версия -- на самом деле Фамарь не забеременела, потому что оставалась вообще девственницей. Вавилонский Талмуд, трактат Евамот 33б—34б: "отчего же мудрецы утверждают, что она была девственницей? Им ответили: в обоих своих замужествах она занималась лишь анальным сексом, так что ее девственность сохранилась. Естественно спросить: почему Эр и Онан ограничились анальным сексом? У каждого была своя причина. Онан не хотел иметь детей, а Эр боялся, что беременность испортит красоту Тамар".
(А еще некоторые говорят, что изучение богословия - скучное занятие...)
Абель Панн. Иаков и Рахиль
(отец Иуды и его любимая жена -- мать Иосифа)
У Иуды оставался третий сын, еще подросток. По обычаю ему следовало выдать замуж Фамар теперь за него.
Но он совершенно справедливо подумал: "А нунафиг! Дурная какая-то баба. Сглазливая или заразная".
Поэтому он отправил Фамарь жить к ее родителям. Но поскольку Иуда был человеком очень деликатным, то вместо того, чтобы сразу рубануть: "до свиданья, дальше как-нибудь сама, свободна", он промямлил: "да-да, я отдам тебя в жены третьему сыну. Потом. Он ведь еще подросток пока".
Фамарь приехала домой. В отчем доме ей сначала очень понравилось -- вот и ее девичья комната, и любимый плюшевый медведь, с которым можно спать в обнимку, и свекрови нету. Но постепенно радость проходила. Мама, которая сначала порхала и ухаживала, стала заставлять мыть посуду и полы, и вообще -- принялась гонять пуще свекрови. Невестки ходили беременные и смеялись над нею, а за ними еще и ухаживать приходилось, а потом с их младенцами сидеть. На работу ее никто без в/о не брал, денег не было, и вообще -- Фамарь очень хотелось детей.
Ф. Айес. Фамарь. 1847
Замуж выйти она не могла -- все знали, что она забронирована за третьим сыном Иуды, пока тот не захочет ее активировать.
Да и не захотел бы ее наверно никто и взять, с ее кармой такой гнилой.
Завести любовника или обратиться в банк спермы было так же реалистично, как для жительницы нынешнего горного аула.
Непорочное зачатие, в принципе, было неплохой идеей, но пока этот метод не получил апробации и распространения.
Так что Фамарь села, начала думать, ничего ей в голову не приходило, так что она пока занялась фитнесом и выведением черных точек.
Но тут ей насплетничали, что свекровь -- жена Иуды, умерла. Тогда Фамарь осенила гениальная идея.
Тем более, что свекр ей видимо давно нравился как мужчина. Ну и про сходство ДНК тоже в голове наверняка держала.
И когда спустя некоторое время Иуда, пришедший в себя, отправился по делам бизнеса (стройматериалы покупать) в их края, Фамарь начала осуществлять свой хитрый план.
Школа Рембрандта. Иуда и Фамарь. 1660-е.
План, очевидно, был основан на знании Фамарью темперамента свекра -- в одном доме же жили, слышимость отличная; и том факте, что жена его скончалась и напряжение в родном районе, где его все знали, ему снять было негде.
Фамарь выяснила, по какому маршруту он поедет, оделась как проститутка и встала у светофора. Когда его машина притормозила, она изобразила из себя Джулию Робертс из "Красотки" (ролевая модель, увы, для многих), заставила его обратить внимание на себя...
Короче, он ее снял.
Договорились о цене -- он обещал прислать одного козленка из своего стада.
О. Верне. Иуда и Фамарь. 1840.
Тут возникает вопрос: почему Иуда не узнал свою двукратную невестку?
Библия отвечает -- "почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое. [И не узнал ее.]"
У богословов, толкователей Талмуда, многие века этот кусок вызывал сомнения. Потому что на Востоке блудницы не закрывали лицо хиджабом, а наоборот, ходили с открытыми лицами, Под паранджами, что логично, скрывались приличные женщины.
Инфа 100%, это те же самые богословые -- веселые студенты, которые про анальный секс теорию придумали. Уж они-то точно знали форму обмундирования блудниц в регионе.
По их объяснению, библейский стих надо читать не "она закрыла лице свое", а "она закрывала лице свое" -- закрывала не в момет этой встречи, а когда жила в доме Иуды. То есть он не узнал ее в блуднице, потому что попросту никогда не видел лица невестки. Версия кажется правдоподобной -- трудно опознать живого человека в существе, которое ты видел, как выражается Мадам Шазли, только в костюме смерти ниндзя.
Richard McBee. Иуда и Фамарь. 1990 г.
Сделав свое дело, Иуда сказал:
-- Слушай, у меня сейчас с собой козленка нет, давай я тебе его потом занесу?
Фамарь ответила прокуренным голосом из под вуали:
-- Куда это ты хочешь уйти бесшумно, скот, не заплатив по таксе за койку и комфорт?
-- Ну ладно, давай я тебе что-нибудь в залог оставлю.
-- Оставь паспорт.
-- Ты тут же будешь, на этом перекрестке? Сейчас пришлю шофера с козленком, отдашь ему паспорт.
-- Да, это моя постоянная точка.
И Иуда ушел, довольный.
Когда через полчаса на перекресток приехал шофер с обещанным козленком, никакой блудницы, ни с закрытым лицом, ни с открытым, там не было. Он честно опросил киоскеров, дворников и участкового, но все в один голос клялились, что никаких путан на этом перекрестке не работает. "Ну и дура, -- подумал Иуда. -- Осталась без отличного козленка. Паспорт-то ей зачем? сейчас же заявлю об утере"... И он выкинул эту историю из головы.
Г. ван дер Мийн. Иуда и Фамарь. 18 век
(обратите внимание на чулочки Фамари! Иуда где-то там на заднем плане, уходит довольный).
Через три месяца в аул, где главным был Иуда, из аула, где жила Фамарь, пришло скандальное известие:
-- Твоя невестка беременная! -- прибежали, напели в уши соседи. -- Неизвестно от кого!
-- Сожгите ее заживо! -- сказал этот умный, благородный человек.
И он действительно имел право отдавать этот приказ -- он был главой рода, к которому Фамарь принадлежала, высшей властью.
Корнелис Корнелиссен. Фамарь готовят к казни. 1596
Сидит он такой, преисполненный собственной порядочности, смотрит на приготовления костерка. И тут ему передают через три ряда конверт от Фамари:
-- Говорит, она беременна от того, чья эта вещь.
-- Так-так, посмотрим, может, сейчас кого-то убивать придется, городок сжечь... Ой.
Комментаторы хвалят деликатность Фамарь: вместо того, чтобы во весь голос заявить об отцовстве Иуды, она дала ему возможность осмыслить ситуацию и хоть как-то сохранить лицо. На основе этого и делается вывод, что у нее к нему были чувства. Она ведь рисковала -- чтобы спасти репутацию, он вполне мог сказать "заткните ей рот и жгите!". Но не сказал.
А наоборот, признался:
-- Она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему.
Беременными женщинами на втором триместре с хорошими анализами в те времена не разбрасывались. Особенно отцы, уже потерявшие нескольких сыновей.
Якопо де ла Понте. Фамарь готовят к казни. 1560-е
Ее освободили, по поводу поступка Иуды посудачили, но забыли. Тем более, что Фамарь родила сразу двоих здоровых мальчиков -- явно благословение Господне.
Заметьте, двоих -- это чтобы душам обоих ее покойных мужей было куда вселиться, без ссору без спору.
Один из этих близнецов стал предком царя Давида => Богородицы => сами понимаете.
Мораль: не стоит пренебрегать мужчинами старшей возрастной категории, у них могут найтись навыки и умения, которые способны сильно удивить молодую женщину, которую часто подводили юные слабаки.
Richard McBee. Иуда и Фамарь. 2005 г.
КАК ПЕРЕЖДАТЬ ОБЛАВУ В БОРДЕЛЕ
Силач Самсон был человеком темпераментным, буйным. Как Тайсон, только белый.
Женщин он очень любил, но как-то не очень у него ладилось все время. Последняя вообще была Далила (читайте выпуск у меня по тэгу), с первой женой тоже нехорошо немного вышло: зажег факелы, привязал к хвостам лисиц и таким способом сжег все посевы тестя, а когда тот обиделся и пришел на разборки, захватив родичей -- филистимлян, Самсон насмерть всех их поубивал, безо всякого холодного оружия, просто ослиной челюстью.
Ф. Лейтон. Самсон. Ок. 1858
С тех пор поредевшие филистимляне его не очень любили и пытались все время отловить и убить, баунти хантеров подсылали и т.п.
А бабу, тем не менее, хотелось все время, несмотря на эти военные условия.
Положение осложняло то, что Самсон -- был Судья Израиля, т.е. высший моральный авторитет, которого еврейский народ слушался, пока не ввел у себя порочный институт царизма.
Вдобавок, он был назорей -- то есть весь такой воцерковленный, донельзя верующий, праведный и проч.
Но замуж за него больше никто не хотел.
А ему ж так свербило...
Самсон отправляет лис-диверсантов. Миниатюра 13 века
И тогда Самсон (который вообще любил бродить по стране) заглянул во вражеский город Газа, (тот самый, где Сектор, он и три тысячи лет назад был опасным местом для еврея).
Первое, что он там сделал -- это нашел проститутку и отправился к ней в номера: "Пришел однажды Самсон в Газу и, увидев там блудницу, вошел к ней".
Филистимляне засекли его в городе, начали искать.
Искали весь вечер, устроили облавы на кинотеатры и библиотеки, но у блудницы поискать достопочтенного судью и назорея не догадались.
Поэтому они крепко-накрепко заперли городские ворота и поставили рядом стражу -- уж тут-то он точно появится, и мы его остановим.
Однако ворота Самсона не остановили. "Самсон спал до полуночи; в полночь же встав, схватил двери городских ворот с обоими косяками, поднял их вместе с запором, положил на плечи свои и отнес их на вершину горы, которая на пути к Хеврону, [и положил их там]". Как именно были размазаны по стенкам охранники -- не сообщается.
Мораль: привычка не оставаться на ночь в незнакомом месте весьма похвальна, однако в опасные районы лучше вообще не заходить, чтобы не взвалить на себя потом чужие косяки.
Ф. Лайтон. Самсон несет ворота Газы.
ДВЕ РАЗВРАТНЫЕ СЕСТРЫ
А вот еще прекрасный фрагмент, насладитесь слогом (перевод -- 2011 года, новый, библейского общества):
"Жили две женщины, дочери одной матери. С молодости они предались разврату, распутничали в Египте.
Там мяли их груди и девичьи их соски.
Старшую сестру звали Огола́, другую — Оголива́. Я взял их в жены, и они рожали сыновей и дочерей (имя Огола означает — Самария, а Оголива — Иерусалим).
Но изменила Мне Огола, стала развратничать, утолять свою похоть с любовниками, витязями ассирийскими, одетыми в пурпур, с наместниками и полководцами. (...)
Не переставала она развратничать со времен Египта, когда египтяне ложились с ней, еще юной, мяли девичьи ее соски и изливали на нее свою похоть".
Это отрывок из книги пророка Иезекииля, в нем Б-г от первого лица рассказывает пророку о том, как плохо себя ведут жители Самарии и Иерусалима. Но почему-то использует именно эти сравнения.
Иезекииль кстати был крутой старик, мастер образного языка, например, "огнегривый лев, и синий вол, исполненный очей, с ними золотой орел небесный" (гуглить на "тетраморф") это как раз он первый придумал. И воскрешение мертвых, когда кости, валяющиеся на поле вдруг поднимаются, обрастают жилами, мускулами, мясом (гуглить на "фильмы ужасов") -- тоже он первый описал.
К. Массис. Видение пророка Иезекииля. 1589
"Видела все это сестра ее Оголива, но она была еще порочнее и распутнее, чем сестра. Своим развратом она превзошла разврат сестры.
С ассирийцами она утоляла свою похоть, с наместниками и полководцами, с витязями в полном боевом облачении. (...)
Осквернялась она с ними, пока они ей не опротивели. Выставляла она на показ похоть свою, выставляла на показ срам свой.
Потому она стала Мне омерзительна, как омерзительна была Мне ее сестра.
Предавалась она безудержному разврату, вспомнив дни своей молодости, когда проституткой была в Египте.
Утоляла свою страсть с любовниками, плоть которых — что у осла, и похоть — что у жеребцов.
Так вернулась ты к распутству, которому предавалась в молодости, когда соски твоей молодой груди мяли в Египте".
Ф. Масриера. Женщина из гарема. 1890
Вот такая вот аллегория того, что евреи этих городов стали заниматься идолопоклонством.
Немного перебор с сочностью, мне кажется.
Закончится все, по проклятию Б-га, плохо:
"И сказал Я об этой потаскухе потрепанной: «Пусть, пусть теперь они развратничают с нею!» И забавлялись они с ней, словно с проституткой, — так забавлялись они с Оголой и Оголивой, с развратницами.
Но будут мужчины судить их по справедливости — за разврат и кровопролитие, за то, что развратничали они и руки свои обагрили кровью.
Ибо так говорит Господь Бог: «Созвать против них огромную толпу, пусть они задрожат от ужаса, пусть будут растерзаны!
Пусть толпа побьет их камнями, пусть изрубит мечами, сыновей и дочерей их убьет, а дома их сожжет.
Я положу конец распутству на этой земле, и будет это уроком для всех женщин, чтобы не развратничали они, подобно вам.
Вы поплатитесь за свой разврат и за идолов ваших и поймете, что Я — Господь Бог».
Ф. Эйзенхат. Перед казнью. 1890.
Кстати, если вы думаете, что синодальный перевод не такой в лоб, то ошибаетесь: "и пристрастилась к любовникам своим, у которых плоть — плоть ослиная, и похоть, как у жеребцов". Слог там более поэтический, более устарелый -- поэтому не такой понятный. А так -- то же самое: "не переставала блудить и с Египтянами, потому что они с нею спали в молодости ее и растлевали девственные сосцы ее, и изливали на нее похоть свою".
Мораль: будучи мужчиной в возрасте и занимаясь литературной деятельностью -- следи за эпитетами, ну и вообще за количеством секса в тексте. Необходим ли он для развития сюжета? Может получиться по-старчески отвратительно, см. поздний Хайнлайн и Фрэнк Херберт.
Ф. Кормон. Убийство в серале. 1870
ВИНЬЕТКА
Когда царь израильский Ахав умер, его мыли в Самарийском пруду,
и псы лизали кровь убитого,
этой же кровавой водой подмывались проститутки.
Так мило прокляли царя пророки Илия и Михей.
ШЛЮХА СЖИГАЕТ ГОРОД
"Вечер уже был. Стою на своем обычном углу, ловлю клиентов, курю, колготки поехали. Тут вижу двух милых мальчиков, явно иностранцы, фигуры мускулистые, спортивные. Познакомились. Договорились. "Идем, -- говорю, -- ко мне, тут близко". А они спрашивают:
-- А переночевать у вас можно будет? (вежливые такие) А то у нас с кредиткой проблемы, а с налом в местные гостиницы почему-то не пускают.
-- Да без проблем, -- отвечаю, -- у меня лучший хостел в городе!
Дж. Тиссо. Блудница Раав и два шпиона. 19 в.
В ночи соседка-напарница стучится: "Облава! Еврейских шпионов ищут!".
Про себя я выругалась: "Что за глупость! Еврейские шпионы... космополиты еще, да? А потом еще за врачей-вредителей примутся, дебилы!"
Но своих мальчиков-красавцев все равно разбудила и вывела на балкон. Спрятала там за шкафом с грибами, горшками с землей и лыжами. Я сама там ничего найти не могу, уж вертухаи точно не справятся.
Пришли менты, обыскали квартиру. Ничего не нашли естественно, стали показания снимать. "Были, честно признаюсь, какие-то парни. Откуда -- не знаю. Но ушли уже давно, видите, я уже даже белье поменяла и подмылась". Протокол подписала, о невыезде тоже. Дебилы.
Блудница Раав. James C. Lewis.Серия ICONS OF THE BIBLE
Достала мальчиков с балкона. "Знаю, откуда вы. Знаю какая у вас, евреев армия страшная, могучая, даже вон женщины с автоматами ходят. Респект и уважуха, такой шмон навели по всему региону, ни одна арабская тварь не осмеливается шевелиться. Теперь, значит, Цахаль на мой родной Иерихон нацелился. Ну и славно. Я вам помогу, только обещайте мне одну вещь".
"Мы не армейские, мы Моссад", -- сказал тот, у кого ресницы подлиннее (и не только).
"Мне без разницы, проведите по цепочке командования. Гарантию безопасности мне. Мне и моей семье. Тогда помогу вам из города выбраться".
"Собери всю семью в своем доме, пусть наружу никто не шагу. Тогда мы отвечаем за их безопасность. Если кто выйдет -- умрет. Вот красная веревка, она должна висеть из твоего окна как знак безопасности".
Неизвестный художник. Раав и лазутчики Иисуса Навина. 17 век
Ну, в общем, все так и случилось. Город они быстренько взяли -- применили супер ультразвуковое оружие, секретное, и стены рухнули. Население все вырезали, и правильно, ненавижу ублюдков. Ненавижу этот город. Хорошо, что его спалили. Что я злая такая? Думаете, я проституткой вообще от хорошей жизни стала? Они бы все равно победили.
А так я родителей спасла, братьев с сестрами и даже тетю Раю. (Но это на меня помутнение нашло, надо было ее снаружи, конечно, оставить)".
Дом Раав. Гравюра 17 в.
(лазутчики прячутся под сеном на крыше)
Конец истории был такой: Раав присоединилась к евреям -- и к войску, и ко всему племени, которое, напомню, 40 лет шло из Египта и вот наконец вернулось на родные земли. С женщинами там, наверно, был дефицит, поэтому ее взяли замуж -- статус национальной героини, который Раав приобрела, способствовал. (Видно, никто кроме нее за все эти годы евреям помогать не стал).
Считается, что она вышла замуж за сына главы колена Иуды, т.е. потомка вышеупомянутой Фамари. Сыном от этого брака был Вооз -- муж Руфи ==> царь Давид ==> Богоматерь ==> сами понимаете... Впрочем, нет уверенности в том, что Раав -- мать Вооза и Раав из Иерихона -- это одна и та же женщина, также многие толкователи стараются убрать из ее трудовой биографии срамную профессию и записывают ее просто в содержательницы постоялого двора.
Мораль: легализация проституции бесполезна без психологической реабилитации девушек. А еще лучше -- лечения психотропными препаратами.
***
А В НОВОМ ЗАВЕТЕ ВСЕ СОВСЕМ ПО ДРУГОМУ
Гверчино. Христос и грешница, 1620-е
(Кто без греха, пусть первый бросит в нее камень)
Группа вконтакте
Свежие комментарии