Их работы определили эпоху Возрождения.
Однако они не только обладали почти потусторонними способностями, но и очень неприязненно относились друг к другу.
И поэтому, когда в 1504 г им было поручено рисовать, конкурируя друг с другом, они наслаждались этим шансом.
Так кто же победил и что случилось с их картинами?
Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи, ок. 1505
Леонардо да Винчи родился в 1452 г, на 23 года раньше своего соперника.
К тому времени, когда появился Микеланджело, да Винчи уже зарекомендовал себя как непревзойденный по таланту художник.
Джиневра де Бенчи работы Леондардо да Винчи, ок. 1478 Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Одна из самых ранних его работ — портрет Джиневры де Бенчи.
Он уже мастер светотени, и мы видим - прямой свет на белом лбу медленно тускнеет, переходя в тень под подбородком.
Этот портрет навсегда изменил способ написания портретов.
В то время стандартом было изображение объекта в профиль.
Подход Леонардо было настолько вдохновляющим, что другие художники начали делать то же самое.
«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи, 1498 г
Церковь была крупнейшим заказчиком искусства в то время. То, что создал да Винчи, было революционным шедевром.
Фигуры расположены группами так, что зритель видит их как серию отдельных изображений.
Но он также установил условность треугольных группировок. Каждая группа из трёх образует треугольник, как и сам Христос. Это стало отличительным знаком великих художников, сохранившимся до 19 века.
Однако Леонардо показал здесь еще одну черту своего творчества: неутолимое желание экспериментировать с новым.
Да Винчи мог бы создать эту работу в традиционном стиле фрески, рисуя по мокрой штукатурке.
Вместо этого он использовал свинец, который использовался для росписи панелей.
Его намерением было сделать цвета более яркими, но это решение имело неприятные последствия.
Каменная стена, которую он нарисовал, не впитывала свинец, и через несколько лет картина начала отслаиваться.
Когда-нибудь картина может исчезнуть совсем.
Копия «Битвы при Ангиари» Леонардо да Винчи
Да Винчи вернулся во Флоренцию после завершения «Тайной вечери» и вызвал еще большее восхищение, чем когда уехал.
Поэтому неудивительно, что ему было поручено нарисовать сцену битвы в недавно построенном зале Великого Совета.
Чего он не знал, так это того, что вскоре это перерастет в соревнование с его соперником Микеланджело.
Микеланджело Буонаротти, работа Даниэле де Вольтерра, 1545 год. Метрополитен-музей
Микеланджело было всего 29 лет, когда ему дали расписать стену в Зале.
Как и Леонардо, он был признан гением с юных лет.
У них даже было одинаковое начало карьеры.
«Положение во гроб», Микеланджело, 1501 год.
Национальная галерея искусств, Лондон.
Но дело не в том, что у Микеланджело не было профессионального опыта художника.
В картине погребения Христа под названием « Положение во гроб» художник показывает, что он одинаково способен изобразить человеческую форму в живописи и скульптуре, представляя Христа обнаженным.
Он привлек внимание к Христу, окружив его одетыми фигурами.
И, конечно же, фоном он создал природный пейзаж.
И в соответствии со своим талантом оба создали легендарные произведения искусства.
Микеланджело, как и да Винчи, показал, что он также является мастером изображения человеческого тела.
Его фигуры растягиваются и поворачиваются почти во всех мыслимых направлениях, снова демонстрируя каждый мускул и сухожилие.
Однако, в отличие от Леонардо, Микеланджело создавал фигуры, расположенные отдельно друг от друга.
Это этюд в отдельных позах, где да Винчи запечатлел один хаотичный момент.
Но Леонардо всегда больше интересовала истина, а Микеланджело — художественная выразительность.
К сожалению, обе картины так и не были закончены.
Леонардо еще раз попробовал использовать новый метод крепления картины к стене, как он это сделал для «Тайной вечери».
На этот раз его ошибка стала очевидна почти сразу, поскольку картина начала отслаиваться прямо у него на глазах. Неудача заставила да Винчи отказаться от заказа.
Микеланджело. Эскиз к работе «Битва при Кашино»
Микеланджело никогда не заходил так далеко. Его эскиз был воспринят всеми, кто считал его непревзойденным шедевром. Но Папа Юлий II вызвал его в Рим, предложив заказ - будущую гробницу.
Микеланджело мог бы отклонить эту просьбу, но предпочел не делать этого, возможно, потому, что Леонардо уже сдался.
Он уехал, но его рисунок сохранился.
К сожалению, в конечном итоге он был разделен на части, и эти части окончательно потеряны для истории.
С тех пор наши знания об этих двух изображениях известны только благодаря репродукциям, сделанным другими художниками.
Копия «Битвы при Ангиари» Леонардо да Винчи
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art
Свежие комментарии