.... Звуки свежего голоса, смех и возгласы артисток, их оживленные личики с яркими щеками, с которых не успел еще сойти густой румянец, наведенный на них морозным холодком, веселое тявканье щенка и треск ярко пылающих поленьев — все это казалось так ярко, весело, молодо, свежо, все дышало такой беззаботной и беззаветной жизнью и удовольствием ….
«Очерки кавалерийской жизни» Крестовский В. В.
Вообще народы побежденных стран ненавидит захватчиков, но бывают исключения. Например, в 1814 году парижане тепло встретили русскую армию, разгромившую Наполеона I Бонапарта в их городе. И французы поладили с победителями.
И казаки оказались совсем не страшными и даже приятными. Все эти сценки из жизни парижан в своих акварелях запечатлел с юмором австрийский художник Георг-Эммануэль Опиц (1775-1841), который был очевидцем событий 1814 года.
Многие свои работы он подписывал псевдонимом Богемиус. Наиболее известен серией литографий «Казаки в Париже», исполненной с натуры в 1814 году.
Из далеких станиц, где и зданий нормальных еще не было, а все удобства на улице, казаки попадают в Париж, по сути, столицу Европы. Им все любопытно, как это живут в Европах?
Казаки в Париже разместились на свежем воздухе, и не где-нибудь, а на Елисейских Полях.
Приготовление еды на Елисейских полях. Даже шеф-повар, привлеченный ароматом, подошел узнать рецепт .
А в Лувре парижане рассматривают не экспонаты, а казаков.
Казаки не теряются.
Подумаешь, мы, что голого мужика не видели, что ли?
На левой руке у них белые повязки, знак приверженности королевской власти, установленной после свержения Наполеона.
Контакт был настолько хорош, что, когда казаки покинули Сену, Франция родила много интересных детей - отпрысков русских солдат.
С 1813 по 1814 г армия провела две военные операции, которые в то время назывались «заграничными экспедициями».
Мы помогли европейским странам победить сторонников Бонапарта.
18 марта 1814 года (30 марта по старому календарю) русские напали на Париж.
За один день битвы армия царя Александра I из 63000 человек принесла в жертву почти 6000 человек.
И – вот оно!!! На следующий день русский солдат вошел в крупнейший город Европы: по переписи населения 1809 года в столице Франции проживало более 714 тысяч человек.
Парижане были в панике - ведь русские «северные варвары», которые отомстят Парижу за вторжение Наполеона.
Но оказалось, что офицеры умны и хорошо образованы, свободно говорят по-французски.
Знаменитый французский историк Мари-Пьер Рей в своей книге «Царь в Париже в 1814 году» писал: «Страх жителей Парижа под оккупацией вскоре был устранен.
Солдаты соблюдают строгую военную дисциплину и строго соблюдают приказы Александра.
Лейтенант Николай Бестужев высоко отзывался о городе в своих мемуарах о Париже, говоря: «Там (имеется в виду Париж) ... молодым людям нужно крепко держать свои кошельки и держать голову в чистоте».
В записках Н.Н. Муравьева-Карского: «Парижанки приходили продавать водку a boire la goutte… Наши солдаты скоро стали называть водку берлагутом, полагая, что это слово есть настоящий перевод сивухи на французском языке. Вино красное они называли вайном и говорили, что оно гораздо хуже нашего зелена вина. Любовные похождения назывались у них трик-трак, и с сим словом достигали они исполнения своих желаний».
Купание лошадей в Сене
А некоторые парижане даже пытаются затащить казаков в «Полупансион юных дам», назначение которого не оставляет сомнений: на стене дома висит объявление о способах предохранения от венерических заболеваний.
Одежда и манеры женщин очень удивили россиян . Особенно длина женских юбок: если в России юбки волочились до пола, то у парижанки юбка более короткая, и мужчины могли наслаждаться красивыми длинными ножками женщин.
У молодых, красивых и страстных казаков простое обнажение лодыжек вызвало бурление крови .
А парижанки приветствовали ухаживания.
В воспоминаниях бригадного генерала Семеновского полка Ивана Казакова «Во Франции в 1814 году» написано, что парижские женщины отдавали предпочтение русским мальчикам, и они беззастенчиво выказывали свое пренебрежение к французским солдатам.
И, конечно же, не все русские солдаты хотели вернуться из счастливой Франции в Россию, которая в то время оставалась крепостной.
Артиллерийский А. М. Баранович писал в своих воспоминаниях, что «около 40 000 русских солдат во Франции с 1813 по 1814 годы стали дезертирами.
Письмо генерала Федора Ростова к жене подтвердило факт массового дезертирства армии.
Он писал: «60 человек бежали из кавалерийского полка за одну ночь. Они отправились к местному крестьянину. Мало того, что они дали им добро». зарплату, но и дочери давали мальчикам».
Сегодня историки говорят, что эта цифра сильно завышена, как минимум в четыре раза, то есть количество дезертиров составляет от 80 до 10 тысяч, потому что численность русских солдат на тот момент составляла 60 тысяч.
Но факт остается фактом: много молодых российских мужчин осело в чудесной стране, и французская нация пополнилась русским генофондом
Солдат нанимали фермеры, хорошая заработная плата и местная еда делали людей счастливыми.
Веселый гусарский ужин.
Свежие комментарии