Немногие европейские художники сделали больше для популяризации путти (маленького древнего крылатого бога - ребенка), чем Альбрехт Дюрер.
Он рисовал их больше, чем другие современники.
Путти у Дюрера появляются в христианских образах и в светских произведениях, да и вообще, встречаются практически во всех его работах на мифологические мотивы.
Можно сказать, что Дюрер полностью проработал тему путти, которая в XIII веке подошла к концу, но он проложил новый путь для этих интригующих фигурок, после чего они стали устойчивым клише до конца XVIII века.
К шестому и пятому векам до нашей эры изначальный бог Эрос превратился во множественное число, в совокупность крылатых богов, связанных с любовью и половым актом.
Они празднуют урожай зерна или винограда, бегают с дикими животными, играют музыку, держат занавески или гирлянды или действуют как слуги и посланники любви.
Они празднуют урожай зерна или винограда, бегают с дикими животными, играют музыку, держат занавески или гирлянды или действуют как слуги и посланники любви.
А потом - христианство изгнало этих маленьких язычников Эротов, но они оказались неистребимыми и постепенно вернулись где-то между 1250 и 1350 годами.
Они вернулись, да. С повторным открытием древнего искусства.
И в искусстве стали ангелочками.
К 15 веку они уже в итальянском репертуаре: Донателло использовал их как в светских, так и в религиозных постановках, в то время как Мантенья был, пожалуй, первым представителем путтимании, которая вскоре охватила всю Европу.
В христианстве они символизируют ангелов и души, готовые к воскресению.
В 1550 году Вазари насмехался над « tedesca maniera vecchia » (старогерманский стиль).
И в то время путти перебрались к северу от Альп.
Их рисовали многие: Кранах Старший, Грюневальд, Альтдорфер, двое Гольбейнов и многие другие внесли свой вклад.
Однако никто не был столь же плодовит и разнообразен, как Дюрер.
Они у него в виде ангелов с крыльями или без них, обнаженные или одетые, иногда в виде крылатых ангельских голов в стиле херувимов-серафимов.
Так что Дюрер был мастером христианского путти.
Только вот что: Дюрер вернулся к истокам Эротов, рисуя совсем неангельских путти без крыльев в «Смерть Орфея» (1494 г.)
Венера, богиня любви, гордо показывает своего сына Эроса и смотрит прямо на зрителя: ты можешь быть следующем, если мой сын это захочет.
Даже здесь у него путти:
Ведьма едет на козе задом наперед, Альбрехт Дюрер, 1471-1528 гг.
Ведьма едет на козе задом наперед, Альбрехт Дюрер, 1471-1528 гг.
Ещё Древние Греки повествовали о Купидоне, ужаленном пчелой (Феокрит, 19).
Эта моральная притча повествует о том, как младенец Купидон был ужален пчелой в тот момент, когда попытался украсть мед из улья.
Он прибежал к мамочке, которая строго сказала ему, что раны, которые он сам наносит другим, гораздо болезненнее.
Свежие комментарии