Еда- базовый интерес человечества. На протяжение веков она занимает художников. Она всегда – свидетельство изменившегося образа жизни. И художники, конечно, отражают отношение своего времени к ней.
Для современных художников еда – метафорическая и буквально потребляемая масса, иногда восхитительная, иногда совершенно непривлекательная. Ну, вы, наверно, не раз видели современные изображения – они преследуют нас повсюду.
Но такое отношение к еде в искусстве было не всегда.
Кода-то натюрморты должны были радовать владельца, продукты на картинах писались прекрасными, свежими, живыми – и таким остаются для нас по сей день – на шедевральной живописи старых мастеров. И вот здесь-то важна историческая перспектива.
Когда критики хвалили фрукты Жана-Батиста-Симеона Шардена, спаржу Эдуарда Мане или яблоки Поля Сезанна, они противопоставляли банальность этих предметов умению художников представлять их.
Но банальные фрукты и овощи вдруг приобретали небанальное звучание.
Натюрморт с грушами
Винсент Ван Гог
Натюрморт с тарелкой вишен
Поль Сезанн
Жан Жорж Вибер (1840-1902)
"Все вы одинаковые. Вы считаете, что пост заставляет вас думать о Боге, тогда как любой человек, умеющий хорошо готовить. Скажет вам, пост заставляет думать только о еде". - Джоан Харрис, «Персики для месье кюре».
Жан Жорж Вибер
Сюрреалистическое представление о еде воплотил и Дали в своих иллюстрациях к кулинарной книге. Там много неожиданностей, но главная тема – изобилие. Как и ранее.
Сьюзан Харрелл, «Сбалансированная диета»
Но постепенно образ жизни меняется, а вместе с ним и отношение к еде в искусстве.
Том Нахрейнер (Tom Nachreiner) Средиземноморская диета
Том Сакс, «Big Mac Box» (2007), полимерный цвет и крилоновая краска на бронзе, (фото Chiu Ng)
А вот современность – пища маскируется под бронзу, пенопласт, гипс и графит, казалось бы, что может быть более далеким от образа продукта?
Но, тем не менее, все имеет необъяснимую притягательность.
Возможно, потому, что сегодня натюрморты — это не только то, что аппетитно лично для нас, это еще и то, что еда представляет собой в культуре большого объёма.
Короче, в духе потребления. Так?
Том Фридман, «Без названия (горох)» (2013), пенополистирол и краска, (фото Chiu Ng)
Уго Рондиноне, «Натюрморт (одна груша)» (2012), литая бронза, свинец, краска, (фото Chiu Ng)
Еда снова и снова вдохновляет людей искусства, и это будет продолжаться пока то и другое существует в мире.
Свежие комментарии