Всем доброе утро с необычной иконографией: Антонио Виварини (1440 года): Святой мученик Петр изгоняет демона, принявшего черты Мадонны.
В этой фреске Виварини попытался представить двусмысленность зла, которое часто скрывается в добре, чтобы не быть разоблаченным, но сила веры и святость побеждает его.
Виварини, в стандартном для того времени духе, добавил к привычным фигурам черные крылья, рога, когти и длинный, омерзительный крысиный хвост.
Антонио Виварини, Св. Петр изгоняет демона, принявшего черты Мадонны.
Примерно через 15 лет Винченцо Фоппа изобразил ту же историю в часовне Портинари в Милане, но более трезво, что ли.
Возможно, он был уверен больше, чем Виварини в герменевтических способностях своей аудитории. (Герменевтика - искусство толкования).
Возможно, он был уверен больше, чем Виварини в герменевтических способностях своей аудитории. (Герменевтика - искусство толкования).
Часовня Портинари расписана фресками Винченцо Фоппа (около 1427 - 1515). Фрески посвящены жизни Сан-Пьетро да Верона, и среди них выделяется изображение Мадонны, держащей Христа на руках. Почему выделяется? Потому что у обоих на головах по паре хороших рогов.
В боковой стене Фоппа нарисовал Мадонну с Младенцем на руках, и у обоих на голове рога. Смысл этой фрески объясняется в заголовке: «Мученик св. Петра (Пьетро да Верона) побеждает дьявола, принявшим облик Мадонны с младенцем на алтаре».
Св. Петр в двенадцатом веке руководил католической инквизицией в северной Италии против еретического движения катаров. Его лучшим качеством, казалось, было обращение еретиков убедительными проповедями. Однажды св. Петр принялся обрабатывать одного прославленного человека, который обратился в катаризм после того, как увидел явление Мадонны во время церемонии катаров.
Поэтому святой решил принять участие в катарской церемонии, чтобы исследовать ситуацию, и на самом появилась Дева с ребенком.
Кажется, святого не убедил вундеркинд на руках у матери, а благодаря его непоколебимой вере ему удалось заметить демонические рога на голове Мадонны и Христа. Предлагая ей кусок освященного хлеба, он воскликнул:
«Если ты - Божья Матерь, люби своего собственного сына!». Перед лицом этого призыва дьявол тут же сбежал, и большинство катаров немедленно обратились в католицизм, припали к римской груди, остальные пошли к черту.
История этой фрески, пожалуй, очень далека от эзотерики и еретизма, но противоречивая работа была скрыта католической церковью до 19-го века и не восстанавливалась до 20-го.
Пьетро да Верона, сам рожденный в катарской семье, ушел к доминиканцам и в 1232 году он был назначен инквизитором папой Григорием IX для северной Италии и отправлен на борьбу с катаризмом в Ломбардии, где эта ересь была широко распространена.
В 1251 году папа Иннокентий IV назначил его инквизитором городов Милан и Комо и поселился в монастыре Сант-Эусторджо.
Его деятельность точно не определена: одни документы говорят о кровавом инквизиторе, беспощадно жегшем еретиков, другие воспевают Петра как проповедника (вот тут особенно мило) — и еретики так боялись убедительной силы его проповедей, что запрещали своим слушать их. Наверно, убить его было легче, чем противостоять его внушениям - внушал он сильно.
В 1252 году во время возвращения из Комо в Милан он был убит наемниками в лесу Севезо – пристукнули тесаком по голове. Но умер Петр не сразу, а сперва собственной кровью стал выводить на земле Символ веры. Один убийца тут же раскаялся, как и покойный от его руки Петр тоже пошел к доминиканцам, поселился в их суровом монастыре и там умер в святости.
Петр был канонизирован.
Петр был канонизирован.
Свежие комментарии