Свежие комментарии

  • Анастасия И
    Не таким уж монстром. Там всё постапокалиптическое человечество такое.Девочка, ставшая ...
  • Степан Капуста
    А до того были Люберы.Субкультуры. 10 И...
  • Анастасия И
    Близкородственные браки и их последствия отлично заменяют любое проклятие.Хронически несчас...

Как рисовали летние грозы знаменитые отечественные и зарубежные художники разных времён: от Эль Греко до Ивана Шишкина

Как рисовали летние грозы знаменитые отечественные и зарубежные художники разных времён: от Эль Греко до Ивана Шишкина



Яркое солнце, долгожданное тепло, легкая открытая одежда – все мы долгие месяцы мечтаем о лете. Однако не обойтись без гроз и проливных дождей, которые одним приносят облегчение в жаркие дни, а другим срывают все планы. И неудивительно, что живописцы со всего света во все времена стремились запечатлеть на полотне или бумаге стремительную смену погоды, внезапно налетевшие тучи и свежесть, наступающую после ливня…


Эль Греко, «Вид Толедо»



Вид Толедо.

Вид Толедо.


Испанские художники Ренессанса и эпохи барокко редко прибегали к пейзажной живописи – и не потому, что не стремились писать природу. Пейзажи были запрещены Тридентским собором, созванным для борьбы с Реформацией и «вольностями» протестантской трактовки Евангелия. Считается, что «Вид Толедо» (или «Гроза над Толедо») – первый самостоятельный пейзаж в истории испанского изобразительного искусства и одно из самых известных изображений неба в мировой живописи. Исследователи приписывают работе мистицизм и глубокий, сложный символизм, а все то же тяжелое грозовое небо появляется и в масштабных религиозных полотнах художника.

Федор Александрович Васильев, «После дождя»



После дождя.

После дождя.


Федор Васильев – выдающийся пейзажист, за двадцать три года жизни создавший множество работ, проникнутых тонким лиризмом и любовью к природе родной страны.
Его произведения становились громкими событиями в кругу русских живописцев того времени, именно он превратил пейзаж в самостоятельный жанр искусства. Размытая дождем дорога, печальная фигура крестьянки, бредущей по ней с коровой, солнечный свет, пробившийся сквозь мрачные тучи – здесь нет ни тени идеализации, ни грамма романтизма, лишь правдивый рассказ о жизни русской деревни.

Петр Александрович Суходольский, «Гроза приближается. Овцы на берегу речки»



Гроза приближается.

Гроза приближается.


Суходольский – уроженец Калужской губернии, русский живописец, член Императорской Академии художеств. Писал пейзажи, портреты и батальные сцены, много путешествовал по стране, собирая впечатления для последующих работ. Одно из самых известных и растиражированных полотен – «Гроза приближается» - наполнено тревогой и драматизмом.

Клод Моне, «Дождливое утро на Сене»



Дождливое утро на Сене.

Дождливое утро на Сене.


Импрессионизм – направление в живописи, посвященное мимолетным впечатлениям, мгновениям жизни, фрагментам реальности, будто случайно выхваченным взглядом. Художественная манера Клода Моне как нельзя лучше соответствовала изменчивости, непостоянству природы. Словно бы хаотичные мазки составляют поверхность полотна «Дождливое утро на сене» - но стоит взглянуть на него, и чувствуешь утреннюю прохладу, запах влажной земли, шум дождя и речных волн.

Константин Егорович Маковский, «Дети, бегущие от грозы»



Дети, бегущие от грозы.

Дети, бегущие от грозы.


Маковский принадлежал к Товариществу передвижных художественных выставок, был активным его участником. Однако ему не особенно был близок жесткий реализм, отличавший работы коллег – впоследствии критики называли его «предателем идеалов» передвижников. К тому же, создавая полотна на исторические темы и пользуясь успехом как портретист, он был одним из самых высокооплачиваемых художников своего времени. Во всех работах, посвященных сельской жизни, сквозит теплая симпатия к героям – и в то же время образы идеализированы, несколько приукрашены. Художник много путешествовал по России, привозил целые кипы зарисовок и этюдов из Саратовской, Тверской, Тамбовской губерний, завершая картины уже в Петербурге. «Дети, бегущие от грозы» - картина, навеянная встречей с сельскими детишками, которые предстают перед зрителем скорее сказочными Аленушкой и Иванушкой, нежели реальными обитателями русской деревни.

Теодор Руссо, «Гроза, надвигающаяся на Монмартр»



Гроза, надвигающаяся на Монмартр.

Гроза, надвигающаяся на Монмартр.


Представители «барбизонской школы» французской живописи были бунтарями – они отвергли идиллические итальянские пейзажи, навязанные академизмом, чтобы писать тяжелый сельский труд и неприглядную природу местных деревень. Теодор Руссо –основатель школы, популяризатор пленэра, стал создателем жанра «интимного пейзажа» - в нем основную роль играет общий колорит, эмоциональный настрой картины, передающий душевное состояние художника. «Гроза, надвигающаяся на Монмартр» - яркий пример жанра. В ней тревожное предчувствие, затаенная печаль, тяжелые мысли находят отражение в свинцовом оттенке низкого неба, робком солнечном свете, поглощенном тучами, и одиноко возвышающемся дереве, словно бы символизирующем потерянную среди мирских бурь душу. Однако Руссо здесь остается истинным художником-реалистом – и в сдержанной, скупой палитре полотна, и в узнаваемых деталях местности.

Гравюры Хасуи Кавасэ



Гравюры Хасуи Кавасэ.

Гравюры Хасуи Кавасэ.


Японец Хасуи Кавасэ, один из пропагандистов и вместе с тем реформаторов традиционной гравюры, создал тысячи работ, посвященных разным состояниям природы. Он много путешествовал по стране, зарисовывая виды городов и сельской местности. Нередко его гравюры представляют одни и те же места в разное время года – здесь и мягко падающий снег, и ликование весны, и шквальные ливни… Здесь – и раннее утро, и темная, пронизанная лишь робким светом фонарей ночь. Творчество Кавасэ не только дало новый толчок развитию японского искусства, но и заставила европейцев по-новому взглянуть на культуру этой загадочной страны.

Исаак Ильич Левитан, «Перед грозой»



Перед грозой.

Перед грозой.


В работе Левитана «Перед грозой» главный герой – это набрякшее облако, готовое пролиться на землю живительным дождем. В годы ученичества Левитану нередко приходилось слышать от учителей, что еврею не суждено постичь всей красоты русской природы, и уж тем более –перенести ее на полотно. Однако именно Исаак Левитан, неоднократно изгнанный из столиц из-за своего происхождения, стал культовой фигурой пейзажной живописи. Бесконечные дали, бескрайние небеса, тихие реки и неутолимая печаль – такой предстает в его работах природа Плеса, Костромы, Юрьевца.

Иван Иванович Шишкин, «Перед грозой»



Перед грозой.

Перед грозой.


Еще одна живописная работа, посвященная предвестию бури, принадлежит кисти Ивана Ивановича Шишкина – пожалуй, самого популярного отечественного пейзажиста. Каждый листок, каждая травинка на полотне выписаны тщательно и с большой любовью – и все же эта доскональная манера не превращала Шишкина в сухого документалиста. Зритель ощущает здесь и запах озона и трав в воздухе, и звенящую предгрозовую тишину, и тревожное ожидание буйства стихии.

Китагава Утамаро и сцены с зонтиками



Гравюры Утамаро.

Гравюры Утамаро.


Китагава Утамаро – выдающийся художник гравюры периода Эдо. Большая часть его работ посвящена обитателям «веселых кварталов» - гейшам, музыкантам, актерам театра Кабуки. Однако создавал он и пейзажи, и работы, посвященные ремесленному труду, и многочисленные изображения насекомых. Японские красавицы в его гравюрах – живые женщины в своих повседневных заботах. Они наносят макияж, кормят детей, беседуют друг с другом, расчесывают волосы – или вместе с другими персонажами прячутся под зонтиками от внезапно налетевшего дождя.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх