Врач был в замешательстве. В апартаментах королевы Марии Терезы, супруги Людовика XIV, аристократы переминались с ноги на ногу: да кто же там родился? "...Выйдите все, ребёнок...он...она не выжила" — растеряно сказал лекарь. При дворе был объявлен траур по почившей принцессе, но Людовик XIV горевал не по дочери, а по своему самолюбию.
Конечно, мы не в праве доподлинно утверждать некие факты. Как до нас дошли некие интересные детали XVII века? Через мемуары. Они в свою очередь, частями, через сплетни придворных.
Как бы то ни было, у Марии Терезы родилась темнокожая дочь. Возможно, ей была Мария Анна, скончавшаяся спустя 40 дней. Получается, что в этом случае принцесса скончалась не сразу после рождения. В любом случае кожа...кожа не давала покоя Людовику XIV, который в общем-то понимал, в отличие от герцога Сен-Симона, что у двух белолицых людей темнокожая дочь родиться не может.
Лекарь пытался унять скандал, накидывая возможные причины такой кожи: потемнела от судорог; королева переела своего испанского шоколада; испугалась темнокожего карлика; а может в предках у испанской инфанты затесались смуглые пращуры. Но это всё было невозможным. Кожа от судорог сереет, а не темнеет, а испанские инфанты в основном были со светлыми волосами и глазами.
Своеобразная легенда с небольшими временными несостыковками опровергалась королевской семьей. Ну, не выставлять же набожную Марию Терезу в супружеском адюльтере! У короля могут быть фаворитки, а у королевы — нет. Её образ при дворе был священен, полон благоразумия и добрых помыслов.
Внебрачная дочь Людовика XIV от Луизы де ла Вальер и мадам Мотвиль считали, что почившая принцесса скончалась от недостатка кислорода. А вот герцог Сен-Симон, Вольтер, историк Андре Кастелот и другие загадочные факты говорили об обратном.
Вероятно, королева была настолько обделена вниманием своего супруга, что нашла ласку в объятиях раба. Его почему-то называют Набо, хотя имя нигде официально не упоминается, кроме тех самых сплетен от французского журналиста XVIII-XIX века Жоржа Тушар Лафосса.
По легенде считали, что темнокожей принцессе дали право на жизнь и имя — Луиза (иногда Людовика) Мария Тереза. Девочку отправили в монастырь Морэ-сюр-Луан. Отсюда и прозвище "мавританка из Морэ". 15 октября 1695 года Людовик XIV выделил девушке щедрое содержание. Почему ей одной были выделены деньги, а не всему монастырю?
«Она была на редкость смуглая и к тому же походила на него (короля). Когда король отправил ее в монастырь, он сделал ей подарок, назначив содержание в двадцать тысяч экю. Бытовало мнение, будто она его дочь, что вызывало у нее чувство гордости...» - Сен-Симон
Некоторые считали, что мавританка была дочерью самого короля. Однако, за жизнью короля следили тщательнее, чем за жизнью королевы. Вряд ли одна из его темнокожих фавориток не смогла войти в историю или запомниться придворным своей экзотичной внешностью.
Монастырь, куда была отправлена мавританка, был обычным. В этом монастыре никогда не воспитывались королевские особы, как было принято для тех времен. Однако вскоре девушку посетила мадам Ментенон, которая курировала многие монастыри из-за своей религиозности. После мадам Ментенон с мавританкой познакомилась Елизавета Шарлотта Пфальцкая, дети и внуки Людовика XIV. Этот факт остается бесспорным.
«К ней относились с куда большим вниманием, нежели к любой известной, выдающейся личности, и она гордилась тем, что к ней проявляют столько заботы, равно как и тайной, что окружала ее; хотя жила она скромно, чувствовалось, что за нею стоят могущественные покровители» - герцог Сен-Симон
Зная о некой заносчивости королевской семьи, тем более к маврам (так называли всех людей с тёмным цветом кожи), возникает вопрос зачем они "подливали масла в огонь". Вскоре и сама мавританка стала считать себя принцессой. Однажды она сказала: "в лесу охотится мой брат, великий дофин". Может, это были лишь бурные фантазии самой девушки. Гораздо приятнее верить, что по жилам течёт королевская кровь.
В общем, мавританка из Морэ превратилась в загадку и легенду, как и человек в железной маске. Ныне мы не можем утверждать что-то наверняка. Могла ли королева оступиться? Вполне. Следуя многим описаниям из мемуаров, я сделала вывод, что Мария Тереза была доброй, но не дальновидной особой. Некоторые архивные документы загадочным образом пропали. Теперь в Морэ-сюр-Луан находится шоколадная фабрика.
Мавританка вполне могла стать просто любимицей королевской семьи. Почему нет? Мария Антуанетта усыновляла слуг, среди них был и темнокожий мальчик. По другой версии мавританка была сироткой, дочерью почивших садовников, над которой сжалилась мадам Ментенон. В общем-то все теории вполне могут быть реальностью. Как думаете, что из этого правда?
Свежие комментарии