В 1539 году Анна Клевская впервые встретила своего вспыльчивого жениха, короля Генриха VIII, и сказать, что это было неловко, было бы одним из самых больших преуменьшений в истории ухаживания.
Конечно, союз был политически рассчитан, но взбешенный Генрих отказывался жениться, заявив, что она совсем не похожа на свой портрет.
Этот инцидент вызывает вопрос: как давно фильтрация, фотошоп и кетфишинг искажают наше восприятие друг друга? Вот портрет Анны с немного другой точки зрения
«Она мне не нравится! Она мне не нравится!» - орал Генрих, при виде Анны.
Справедливо.
Но пришлось пойти на какой-то компромисс.
Генри начал оскорбительную истерику, назвав ее «Фландрийская кобыла», обвинив оригинальный портрет, который ему показали, в том, что он маскирует ее большой крючковатый нос и скрывает ее кожу с отметинами оспы.
А еще художник позабыл нарисовать бородавку, венчающую нос невесты.
Его двор незамедлительно предпринял шаги, чтобы аннулировать брак, обеспечить Анне солидное вознаграждение и окрестить ее «любимой сестрой короля».
Сегодня большинство историков согласны - она была далеко не прекрасна.
Историки сходятся во мнении, что, вероятно, был «фотошоп» (то есть нос меньшего размера, без ее фирменной бородавки).
Анна, к счастью, вышла из ситуации с достоинством.
Но все равно кто-то пострадал.
Стрелочником назначили главного министра и сваху Генриха Томаса Кромвеля, которого обвинили в измене за организацию брака.
Наверно, не случайно, что его поздний родственник Оливер Кромвель был таким ярым поборником реалистичной портретной живописи; он, как известно, настаивал, чтобы все его портреты отражали «неровности, прыщи, бородавки и все такое, каким вы меня видите, иначе я никогда не заплачу за это ни копейки».
Вот его культовый портрет:
И это подчеркивает, насколько важно для выдающихся деятелей визуально кодифицировать свои ценности во всем, от секретного языка натюрмортов до портретов самих себя в интимные и переломные моменты.
На ум приходит картина Жака-Луи Давида «Переход через Альпы» (1801–1805).
Во-первых, натурщиком был даже не сам Наполеон, а собственный сын художника. Поговорим о главном моменте.
«Сходство? Сходство придает не точность черт, а бородавка на носу», - сказал Наполеон и отказался позировать.
По правде говоря, Наполеон был ростом около 5 футов 6 дюймов (167 см), и той весной он пересек Альпы на муле.
Картина 1850 года Поля Делароша того же момента доказывает гораздо точнее визуально, и, будучи неотъемлемой частью зарождающегося лагеря «реализма», Деларош не пытался написать героический портрет, но подчеркнул настойчивость Наполеона.
Вот два портрета одного и того же монарха Карла V, написанного с разницей всего в 17 лет.
Похоже, что по мере того, как монарх взрослел, он стал более знаком с искусными трюками портретной живописи, которые мог использовать, чтобы отвлечь внимание от своего подбородка (и перенаправить его на свои нижние области).
Отсюда и гипертрофированный гульфик, украшенный драгоценностями.
Свежие комментарии