На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Тарасов Сергей
    Кстати, а знаешь ведь Жихарку? Если да, то какой будет твоя реакция, когда узнаешь, что в оригинале сказки она была м...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Например: "Слышит старик: едет на ступе Баба Яга. Подъехала и стала ругаться, что он камней на дорогу навалил и спраш...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Ну надеюсь про то, почему американцы рискют пест/толкач Бабе Яге, вы поняли. Пест-также как и его спутница ступа, сам...Не узнать злобную...

История японского киберпанка и его влияние на аниме

Несмотря на то, что основные принципы жанра киберпанк впервые появились в 1960-х и 70-х годах в работах таких американских и британских писателей, как Филип К Дик и Джеймс Баллард, японский киберпанк, зародившийся только в 80-х, оказался не менее важным в создании сегодняшнего представления о жанре. Давайте вместе погрузимся в удивительный мир японского киберпанка в манге и аниме и изучим его достояние.

Предшественники и становление

«Дорога безумного грома»

Главная разница между западным и японским киберпанком заключается в источниках вдохновения. В то время как западный киберпанк зародился на основе научной фантастики «новой волны», японский вдохновлялся андеграундной панк-культурой 70-х. Это течение стало популярным благодаря студенческим фильмам, таким как «Паника в средней школе» или «Дорога безумного грома» Гакурую Исии (более известный как Сого Исии), которые были выпущены в прокат студиями Nikkatsu и Toei. Сюжет последнего вращается вокруг байкерских банд, и именно он оказал огромное влияние на одну из первых крупных работ в жанре киберпанк: «Акира».

«Акира»

АкираАкира

 

Шедевр Отомо Кацухиро, «Акира», дебютировал в том же году, что и фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», и стал не просто важной основой для создания тем, эстетики и жанровых особенностей киберпанка, но и в целом феноменальной мангой, которая затрагивает значимые проблемы общества, такие как коррупция и неэффективность правительства, отчуждение и юношеский протест, опасность злоупотребления и безрассудное развитие технологий.

Так как главные герои являются членами байкерской банды, они являются отражением поведения и нигилистических взглядов, существующих в современном мире субкультур. Благодаря этому антиутопическое общество Акиры ощущалось крайне знакомым, несмотря на футуристический сеттинг, и затрагивало важный культурный опыт Японии: ядерную бомбардировку, стремительный послевоенный рост экономики и изменения в обществе. Нечего и говорить о том, что революционная адаптация Акиры 1988 года остается одним из важнейших примеров жанра. Произведение проложило путь для многих других известных японских работ, популяризировало на западе как жанр киберпанк, так и аниме в целом.

Японский киберпанк после «Акиры»

Успех Акиры поспособствовал рождению новой волны японского киберпанка в 80-х и 90-х, особенно в аниме и манге. Такими известными примерами стали «Призрак в доспехах», «Яблочное зернышко», «Оружие мечты» («Боевой ангел Алита») и «Эксперименты Лэйн», а также гибриды жанров вроде космического вестерна – «Ковбой Бибоп» и «Евангелион». Фильмы с живыми актерами, такие как боди-хоррор Синьи Цукамото «Тэцуо – железный человек» или не менее странный «Пиноккио 964» Фукуи Сёдзина не только представили более темную и экспериментальную сторону японского киберпанка, но и стали своего рода возвращением к андеграундным фильмам, которые изначально и повлияли на развитие жанра.

С 90-х годов развитие японского киберпанка не стояло на месте, были продолжены устоявшиеся серии вроде «Призрака в доспехах», а также сняты новые популярные серии, например, «Ан-Го» или «Психопаспорт». Однако будет верно отметить, что со времен «Акиры» интерес в жанре поубавился, хоть киберпанк и остается важной и влиятельной частью научной фантастики в Японии и во всем мире. Кроме того, японский киберпанк стал вдохновением для множества западных работ, например, для трилогии «Матрица» братьев Вачовски, которая в будущем получила продолжение в виде «Аниматрицы», в которой источник вдохновения становится еще более явным.

Особенности японского киберпанка

«Яблочное зернышко»

Несмотря на многочисленные сходства, японский киберпанк имеет серьезные отличия от западного, особенно учитывая многие известные работ, получившие адаптацию. Прежде всего, в большинстве японских историй главными героями предстают работники правоохранительных органов или военных организаций как, например, майор Кусанаги и ее отряд в «Призраке в доспехах», исполнитель Синъя и инспектор Аканэ в «Психопаспорте», или отряд героинь А.Д. полиции из «Кризис каждый день», в то время как западные протагонисты зачастую являются преступниками, антигероями, сражающимися с коррумпированной системой. В целом, можно сказать, что герои японского киберпанка пытаются изменить систему изнутри, а западные борются с ней, чтобы уничтожить на корню. Однако везде есть исключения.

Биомеханический боди-хоррор и рассуждения на тему потери или, порой, поиска человечности/себя с помощью кибернетических имплантов, цифрового сознания и т.д. также чаще используются именно в японском киберпанке. Довольно интересно то, что многие изображения городов как в японском, так и в западном киберпанке вдохновляются плотно застроенными городскими ландшафтами Гонконга и печально известного города-крепости Коулуна, которые были «японизированы» большим количеством японских неоновых вывесок и прочей рекламы, как гигантская гейша в «Бегущем по лезвию». Этот стиль помогает создать ощущение чего-то внеземного для зрителей по обе стороны океана, и он используется в этих целях до сих пор.

Заключительные мысли

По сути, те вещи, которые определяют японский киберпанк, являются просто ответвлением японской культуры в целом, но при этом в нем проглядывается влияние уникального статуса Японии как страны, наиболее близкой к становлению новой технологической и культурной сверхдержавой, который она получила в один период с укреплением киберпанка как жанра. Полагаю, наиболее лаконично выразился Уильям Гибсон, сказав: “Современная Япония это и есть киберпанк”.

Переводчик: Иван Шамин

Редактура: София Гештальт

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх