На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    Да, с языком было бы не так цензурно. Хотя вполне в рамках японского, например, фольклора. У них там своя нечисть с я...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Ну, какбы художники, которые изображают Ягу в ступе с пестиком по сути правы. Ведь в наших сказках Баба Яга на железн...Не узнать злобную...
  • Мистер Скептик
    Безграмотные школьники. Птицы - тоже животные.Весёлые цитаты из...

Женщины в фэнтези глазами авторов-мужчин

Один из главных трендов современного мира – образ «сильной женщины». Вы можете не читать фэнтези, но все равно столкнетесь с этим образом в других книгах, фильмах, сериалах, рекламе и т.д. Поскольку мой канал все-таки о фэнтези, давайте поговорим о том, как описывают женских персонажей авторы-мужчины.

Типичные стереотипы

Многие авторы-мужчины воспринимают «сильных женщин» слишком буквально и подходят к описанию таких персонажей с мужских стандартов силы, как лидера и бойца. Несколько примеров:

  • Клара Хюммель – одна из самых заметных героинь бесконечного цикла Ника Перумова об Упорядоченном. Это боевая чародейка, которая не только превосходит большинство магов по колдовской силе, но и даст фору многим в фехтовании;
  • Кэлен Амнелл – Мать-Исповедница из цикла «Правила Волшебника» (Терри Гудкайнд). Обладает выдающимися навыками в специфической магии Исповедниц, фехтовании, политике;
  • Кэтти-бри – воительница и чародейка из другого бесконечного цикла – о похождениях темного эльфа Дзирта До’Урдена (Роберт Сальваторе).

При этом традиционные женские роли либо играют проходную роль, либо вовсе высмеиваются. Например, в том же цикле об Упорядоченном у Клары Хюммель есть родственница, Аглая Стевенхорст, которая сосредоточила свои магические таланты на кулинарии и ведении домашнего хозяйства. Разумеется, все персонажи без конца потешаются над Аглаей и считают ее «немного того».

Кэлен Амнелл (арт pankich, www.deviantart.com).

Кэлен Амнелл (арт pankich, www.deviantart.com).

Есть противоположная крайность: женским персонажам уделяется немало времени в сюжете, но только для того, чтобы через них отразить крутость персонажа-мужчины. Например, так поступил Р. Скотт Бэккер в трилогии «Князь Пустоты», где ПОВы Эсменет (шлюхи) и Серве (рабыни) вертятся вокруг того, насколько умен, красив и силен главный герой Келлхус. Я уж не говорю про низкопробное фэнтези типа «Ричарда Длинные Руки» (Г.Ю. Орловский a.k.a. Юрий Никитин) и иже с ним.

Иногда снисходительное отношение к женским персонажам, которые пытаются заниматься «мужскими делами», проскальзывает между строчек. Например, у Джорджа Мартина многих женщин, попытавшихся «поиграть в политику», ждет крах. По состоянию на конец «Танца с драконами» Кейтилин Старк втянула свой Дом в войну с Ланнистерами и фактически разрушила Север, Серсея успешно тянет Дом Ланнистеров на дно, интриги Арианны Мартелл провалились, Аша Грейджой проиграла выборы на Островах и сидит в плену у Станниса, Лиза Аррен была пешкой в руках Мизинца, а деятельность Дейнерис погрузила весь Залив Работорговцев в войну и хаос.

Пожалуй, единственное исключение – Оленна Тирелл, Королева Шипов. Остальные «сильные» женские образы (Мелисандра, Бриенна, Арья, Игритт) достаточно стереотипны – это образ воительницы/волшебницы.

Игритт (арт Dea Vesta, арт www.deviantart.com).

Игритт (арт Dea Vesta, арт www.deviantart.com).

Терри Пратчетт против стереотипов

Что мне нравится у Пратчетта, так это многогранность женских персонажей. Хотя у него есть женщины, которые сражаются, когда это необходимо (например, стражница Ангва), он также показывает ценность традиционных женских обязанностей. В книгах о ведьмах мы видим, как женщины работают врачами, ухаживают за больными и пожилыми, налаживают отношения с соседями, занимаются кулинарией, заботятся о семье.

– Понимаешь, когда женщина вырастит детей и все такое, ей хочется начать жить своей жизнью
– А чьей же она до этого жила?
Маграт озадаченно уставилась на Джейсона.
– Видишь ли, – сказала она, придумывая объяснение на ходу, – рано или поздно в жизни женщины настает момент, когда ей хочется найти себя.
– А чо ей здесь-то себя не поискать? – жалобно спросил Джейсон (с) «Ведьмы за границей»
Ангва фон Убервальд (рядом с капитаном, арт www.discworldemporium.com).

Ангва фон Убервальд (рядом с капитаном, арт www.discworldemporium.com).

Пратчетт не скрывает, что это непростые задачи. Больные любят вывалить на ведьм кучу негатива, а заниматься домашними делами – трудно и неблагодарно. Но при этом именно ведьмы у Пратчетта – носительницы настоящей мудрости и магии, в то время как волшебники тратят куда больше сил и времени на интриги, чем на изучение магии и помощь людям. Пожалуй, леди Сибилла - исследовательница драконов знает об этих волшебных существах больше всех волшебников, вместе взятых :)

Пратчетт показывает читателям разные проявления женственности. У женщин в его книгах разные интересы, взгляды, внешность, работа – и это действительно круто! Каждая из них – по-настоящему живой персонаж. Мне сложно представить, как в Плоском мире женщину гнобят за увлечение кулинарией и домоводством.

Ведьмы Плоского мира (арт www.katemacdonald.net).

Ведьмы Плоского мира (арт www.katemacdonald.net).

👉 Поэтому если вы устали от бесконечной череды стереотипных женских образов, готов со всей ответственностью порекомендовать книги Терри Пратчетта. В Плоском мире каждая женщина пользуется уважением независимо от ее роли.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх