У Босха это выглядит ужасно, и невозможно оторваться: радостная трава на картине, шумный ручей и какой-то желоб, как из бочки с маринадами – и существа, уроды.
Человек и животное бездушно едины, некоторые распутны, некоторые невежественны и забавны.
С одной стороны - бездны кошмаров и ад, с другой - рай потворства и соблазнов.
С первого взгляда можно увидеть неиссякаемое аспекты добра и зла.
И всё немного смешно.
В XVI веке голландский художник Иероним Босх (1450-1516) родился в семье художников.
Он не только унаследовал юмор голландского народного искусства, но и вобрал в себя сущность многих изобразительных тенденций того времени: это и готическая скульптура, и средневековые рукописи с иллюстрациями животных, и даже астрология.
Творения Босха обладают трепетной и сумасшедшей жизненной силой, которая, кажется, не принадлежит его времени, но рисует тревогу и страх всего века.
В средние века Европу охватила глобальная пандемия чумы.
Треть людей погибла от этой болезни (Черная смерть).
Боккаччо описал ситуацию в первой главе «Декамерона».
Так же, как на картине Босха: некогда процветающая Флоренция была превратился в трагический ад на земле в одночасье, и сердца людей были заняты слишком многими страхами и странными мыслями.
Некоторые мужчины и женщины, не знавшие пути медицины, внезапно начали заниматься медициной.
Некоторые люди думали, что только чистое сердечное воздержание поможет избежать этой катастрофы, но другая часть людей начала предаваться безумным песням и нарушать все правила, считая, что пришел финальный карнавал ...
Всё когда-нибудь проходит, и чума прошла, и выжившие разочаровались в жесткости церкви, которая не могла ни объяснить, ни спасти, а только винила людей.
И последовало Возрождение, восхваляющее человеческую природу, за которым последовало просвещение, которое отстаивало рациональность и науку.
Творение Босха быстро перевернуло темпы визуального освещения цивилизации.
Брейгель, как «предок современной живописи» полвека спустя, испытал глубокое влияние Босха.
Босх был благонадежным христианином.
Он преуспевал и вел достойную размеренную жизнь.
До 1500 года художник носил фамилию ван Акен. Многие члены его семьи, включая дедушку, отца, дядей и брата, были художниками.
Но никто из них, кроме Босха, никогда не был известен за пределами родного города.
К 1462 году отец Босха Антониус ван Акен накопил достаточно денег, чтобы купить каменный дом с садом на главной площади Хертогенбоса.
В июне 1481 года Босх женился. Его жена Алейте Гойартс ван ден Меервенне была богатой женщиной.
Сохранились свидетельства о вступлении Босха в респектабельное религиозное общество Братство Богоматери.
Он стал членом Братства в 1486—1487 годах.
Согласно архивным документам, живописец выполнял различные заказы, в том числе по оформлению обрядовых таинств и написанию створок алтаря для капеллы Братства в соборе Святого Иоанна (картины утеряны), а также для других церквей.
И что интересно - Братство Богоматери существует и сегодня, оно расположено в новом здании позади собора. Его нынешние члены редко упоминают своего знаменитого предшественника, и, кажется, они совсем не гордятся близостью с Босхом.
Возможно, что такое отношение вызвано тем, что они не считают художника искренним приверженцем Братства, каким он когда-то хотел казаться.
А возможно,- тем, что людям все еще трудно понять Босха: или он сумасшедший, каждым нервом чувствующий боль и скорбь, страх и магию, или он на самом деле мудрый человек, убеждающий мир всем своим сердцем быть добрее и праведнее.
Свежие комментарии