На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Трагическая история реального "деревянного" человека - прототипа Пиноккио и Буратино

Да, это очень неожиданно, но сравнительно недавно сказка Карло Коллоди "Пиноккио" открыла абсолютно новую главу в истории своего создания.
Как оказалось, сказка задумывалась писателем как трагическая история для взрослых о жизни реального человека, у которого были протезы вместо ног и носа. Даже имя было взято у его настоящего вдохновителя.
Пиноккио и его" изобретатель" Карло Коллоди (Лоренцини)
Пиноккио и его" изобретатель" Карло Коллоди (Лоренцини)

А дело было так

В 2001 году команда американских археологов посетила старинное кладбище в Тоскане – просто из любопытства. Поблизости от захоронения всемирно известного сказочника Карло Коллоди (настоящее имя Карло Лоренцини) они наткнулись на могилу некоего Пиноккио Санчеса. Очень странное имя на надгробной плите не дало им пройти мимо. Пиноккио - сказочное имя главного персонажа детской истории, сочиненной как раз Карло Коллоди. Оно обозначает "кедровый орешек". Итальянцы не давали таких странных имен своим детям. По крайней мере, об этом не было известно. Археологи решили продвинуться дальше - они неимоверными усилиями добились разрешения у местных властей эксгумировать тело умершего Пиноккио Санчеса. Неимоверными, поскольку ничего, кроме интуиции и предположений, они не могли предложить как повод.

Портрет Карло Коллоди (Лоренцини) и его захоронение на кладбище в Тоскане
Портрет Карло Коллоди (Лоренцини) и его захоронение на кладбище в Тоскане

Усилия были вознаграждены, и самые удивительные и смелые предположения археологов подтвердились. Результаты эксгумации были просто поразительными.

В могиле находились останки человека с деревянными протезами вместо ног и вместо части левой руки, а также с деревянной насадкой вместо носа. Более того, на протезах было вырезано имя мастера, создавшего их - Карло Бестульджи. Вот вам и папа Карло!

С одной стороны, очень многое стало ясно, с другой стороны, почти ничего. Годы жизни Пиноккио Санчеса 1790-1834. Годы жизни Карло Коллоди (настоящее имя Карло Лоренцини) 1826-1890. Пиноккио старше писателя на 36 лет. Его не стало, когда Карло Коллоди было всего 8 лет. Где они могли пересекаться, если все-таки есть взаимосвязь между персонажем сказки и реальным человеком? Как и почему писатель его запомнил? Оставалось очень много вопросительных знаков.

Тогда уже в содружестве с итальянскими учеными, которые с радостью подключились к интригующему делу, началось проводиться дальнейшее расследование. Веревочка понемногу начинала распутываться. Обратились к церковным архивам и городским записям. Удалось выяснить следующее:

История несчастного Пиноккио Санчеса

в 1790 г. во Флоренции в бедной семье Санчесов родился мальчик. Его назвали необычным именем Пиноккио. У мальчика оказалось редкое генетическое заболевание - задержка физического развития. Он остался карликом на всю жизнь. Но это было только начало всех его несчастий.

Примерно так мог выглядеть Пиноккио Санчес до армии. Портрет придворного карлика. Диего Веласкес.
Примерно так мог выглядеть Пиноккио Санчес до армии. Портрет придворного карлика. Диего Веласкес.

Несмотря на серьезный недуг, Пиноккио отправился служить в армию на целых 15 лет. Стало известно, что он дослужился до капрала и принимал участие в нескольких крупных сражениях. В одном из них он потерял обе конечности и сломал нос. Домой несчастный солдат вернулся калекой - без ног и с раздробленной носовой перегородкой. По возвращении он узнал, что все его родные умерли. Пиноккио остался совсем один.

К счастью, свет не без добрых людей. И один удивительный человек – Карло Бестульджи - краснодеревщик и врач по профессии, с репутацией алхимика и колдуна, предложил Пиноккио свою помощь.

Он изготовил для несчастного протезы вместо всех недостающих костей, которые проворный мужчина быстро и успешно освоил.

Кормить Пиноккио было некому. Деньги, полученные при мобилизации, быстро закончились. Следующий виток судьбы был таков: на рынке Пиноккио заметил хозяин одного из балаганов. Он сразу решил, что карлик, да еще и инвалид, наполовину «деревянный», может сослужить ему очень хорошую службу. Пиноккио начал зарабатывать тем, что выступал на площадях и ярмарках, веселя публику, демонстрируя свое физическое несовершенство, если не сказать большее. Стекались толпы, чтобы удивиться и посмотреть на этого человека, которому так не повезло в жизни.

Так Пиноккио стал достаточно известным и популярным артистом и, надо сказать, что до самой смерти больше не голодал. Но жизнь его оборвалась преждевременно, трагично и достаточно рано. Как раз во время выступления Пиноккио сделал ошибку, исполняя трюк (он ходил по канату), упал с большой высоты и разбился насмерть. Ему было всего 44 года.

Предположительно, будучи мальчишкой, Карло Лоренцини мог бывать на его представлении и запомнить несчастного человека на долгие годы. Однако это было лишь предположение. Прямых доказательств, что писатель знал о Пиноккио Санчесе не было. И это был очень серьезный пробел.

На ловца и зверь бежит

Американцы начали досконально изучать жизнь и работы самого писателя - Карло Коллоди. Дошло до рукописей, писем и других оставшихся после него бумаг. Но никакого намека на знакомство с самим Пиноккио, или хотя бы с его судьбой, найдено не было.

Но, как говорится в известной пословице, на ловца и зверь бежит. На связь вышел потомок кузины писателя, который сохранил письма Карло Коллоди к ней. И тогда в одном из писем было найдено подтверждение того факта, что автор был тронут печальной историей и тяжелой судьбой сильного духом маленького Человека и решил написать о нем:

Дорогая моя кузина, ты интересуешься моими ближайшими планами. В предыдущем письме я упоминал о том несчастном, но очень храбром человеке – Пиноккио Санчесе. Хотел бы написать о нем. Думал, что это будет серьезный роман, но почему-то с самого начала шла сказка. В связи с чем, сам не пойму, ведь на самом деле судьба Пиноккио была очень трагичной, а не сказочной. К чему это в итоге приведет, не знаю.

Оставалось последнее – сделать анализ бумаги и сверить почерк с сохранившимися рукописями писателя.

Анализ показал: бумага, на которой написано послание, самая настоящая современница Карло Коллоди. Тщательная почерковедческая экспертиза также доказала принадлежность почерка Карло Коллоди. Соответственно, письмо, несомненно, было написано его рукой.

Теперь уже практически ни у кого не было сомнений, что многострадальный Пиноккио Санчес и есть прототип одного из самых популярных на нашей планете литературных героев.

Буратино и Пиноккио. Иллюстрация.
Буратино и Пиноккио. Иллюстрация.

Человек, исполосованный генетическими и физическими уродствами, потерявший родных, не создавший своей семьи, не утратил силы духа и жажды жизни. Жил как мог, не просил милостыню, не спился, а зарабатывал свой хлеб как умел, поправ гордость и стыд. Он был выше обстоятельств. Он не жалел себя, иначе бы не выдержал.

Не удивительно, что тонко чувствующий Карло Коллоди не мог пройти мимо такого Человека и увековечил его в своей доброй сказке на века. А вместе с ним и Алексей Толстой, правда, с другим именем.

Пусть это будет хотя бы маленькая-маленькая посмертная компенсация Пиноккио Санчесу за все превратности его трагической судьбы.

@Виктория Мухурова

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх