Виктор Вазарели, считающийся отцом оптического искусства, создал сотни работ, которые обманывают взгляд зрителя.
Кажущиеся движущимися фигуры, выпуклые сферы и вибрирующие цвета — вот лишь несколько вещей, которые характеризуют увлекательные работы Виктора Вазарели.
Оп-арт создает иллюзии движения и искажения для человеческого глаза, вызывая широкий спектр эмоций, от дискомфорта и замешательства до очарования и радости.
Вазарели родился в Венгрии, в 1906 г. Как и многие известные художники его поколения, он начал свое раннее образование не с искусства, а с чего-то совершенно другого в его случае с медицины – 2 года поучился (1925-27) и поступил в местную художественную школу, Академию живописи Полдини-Фолькмана.
С учебной программой, основанной на принципах немецкого Баухауза, художник выработал свой стиль графического дизайна.
В 24 года Вазарели переехал в Париж (в 1930 г). И 10 лет работал дизайнером в различных рекламных агентствах города, продолжая развивать свой оптический стиль в искусстве.
И вот важный момент его творческой биографии: эксперименты над серией под названием «Зебра» (1937), созданные в это время, позже станут известны как первые когда-либо созданные произведения оптического искусства.
Художественные эксперименты Вазарели в 1930-х и 1940-х г заложили основы его фирменного иллюзорного стиля, который стал широко известен. Хотя он некоторое время экспериментировал с сюрреализмом и кубизмом, но все равно потом вернулся к тому, что мы называем оптическое искусство.
Кольца Vega, 1969 г., Фонд Вазарели.
И вот еще ключевой момент:
Прорыв случился тогда, когда Вазарели осознал, что теплые цвета продвигаются вперед, а холодные отступают, если рассматривать их вместе.
Одно из первых применений этого можно увидеть в его картине 1945 года под названием OT.
Излишне говорить, что эта картина ознаменовала бы только самое начало его стиля шахматной доски.
И уже к 1950 г оптические эксперименты с цветом и геометрией привели к официальному основанию его оптического и иллюзорного стиля искусства, которому он полностью посвятил себя до конца своей творческой карьеры.
Посвящение Малевичу, Виктор Вазарели, 1953 г., Музей современного искусства, Будапешт.
В этой разновидности кинетического искусства он основоположник.
Оп-арт стремится к достижению оптической иллюзии движения неподвижного художественного объекта путем психофизиологического воздействия на зрителей, их активизации.
В отличие от кинетического искусства, произведение и зритель неподвижны.
Эффект строится на контрапункте напряженного художественного восприятия, требующего концентрации зрительского внимания, и фактической неподвижности артефакта.
Движение в нем всегда виртуально, а не реально: создается иллюзия "ожившего пространства", плоскостное восприятие картины разрушается.
Для выставки 1955 года в галерее «Движение» Вазарели написал свой знаменитый "Желтый манифест".
К этому моменту стало ясно, что зрение не способно уловить все. Более того, оно может обмануть.
Манифест он издал на желтой бумаге - он был об оп-арте. Новаторской в нем стала идея пластической кинетики.
К началу 1970-х Виктор Вазарели уже был повсюду.
Ему было за шестьдесят, и он наблюдал, как его новаторские и гипнотизирующие оптические иллюзии стали представлять его поколение.
Renault, производитель автомобилей, пригласил его, чтобы изменить дизайн знаменитого логотипа компании.
Дэвид Боуи нанял его для создания обложки для своего альбома Space Oddity.
Большинство, однако, просто занимались плагиатом работ Вазарели, отчаянно пытаясь проникнуть в футуристическое чудо его стиля, не платя ему ни цента.
Kroa-A Виктора Вазарели, 1970.
Виктор Вазарели
Первая картинка - «Зебра», 1938 г
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art
Свежие комментарии