В отношении основного населения к военным всегда наблюдались колебания на манер морских отливов и приливов. В текущую войну обыватели любят и обожают солдат без разбора ранга, в мирное время возможны любые варианты. Собственно, великим умом военные редко могут похвастать, но вид имеют лихой и бравый. Поэтому неудивительно, что дамы имели привычку швыряться чепчиками, а мужское население время от времени подшучивает над армейскими. И, надо заметить, иные шутки были злыми.
В 1833 году в бельгийском Льеже родился Жюль Жозеф Жорж Ренар, который больше известен под своим псевдонимом, для которого использовал свою же фамилию (Renard), прочитанную задом наперед – выходило Дранер. Этот художник изначально иллюстрировал небольшие издания, потом перешел на юмористические, попутно сотрудничая с парижскими театрами, разрабатывая театральные костюмы. Ну а в 1872 году к нему пришла всефранцузская слава, когда один из друзей опубликовал его рисунки.
Дранер рисовал много и рисовал точно. Его шаржевые зарисовки и сегодня составляют предмет гордости музейных собраний. В основном это эскизы комических театральных персонажей. Но самые известные его работы – иллюстрации осады Парижа и 136 раскрашенных литографий, отображавших военных типажей всех соседских наций.
Рисунки эти считаются сатирическими, но при всей своей меткой ядовитости они очень добрые. И это, пожалуй, первый такой яркий и масштабный опыт – до той поры карикатуры на военных если и случались, то отличались памфлетной злобой или изысканной салонностью. А тут все выглядело действительно добрым и почти семейным. Такое беззлобное подшучивание во время дружеской пирушки.
1. Вольноопределяющийся из Глазго. В то время Глазго считался вторым городом империи. И городом, в котором доминирует средний класс. Отсюда упор на "одомашненность" образа – зонтик, трость, комнатная собачка, шляпная коробка с цилиндром, саквояж. И неизменный плед, который считался непременным атрибутом шотландцев.
Карикатурист: Jules Joseph Georges Renard (Draner)
2. Австрийская пехота 1862 года. Прелесть в том, что у данного вояки нацеплены шпоры и висит вполне себе кавалерийский палаш. А курит он сигару (обычно сигары курили господа из благородных), заправленную, как в мундштук, в трубку (трубки курил народ попроще). Такая трогательная смесь тщеславия. Сейчас это зовут "сельским гламуром".
Карикатурист: Jules Joseph Georges Renard (Draner)
3. Английская конная артиллерия. Род этих войск создавался как высокоманевренный. Именно с целью обеспечения скорости и натиска непосредственно на поле боя. И даже форма выбрана как символ подвижности – с явными гусарскими мотивами. Но при этом, если присмотреться, заметна паутина, которой оброс этот не самый решительный персонаж.
Карикатурист: Jules Joseph Georges Renard (Draner)
4. Австрийский венгр-пехотинец 1865 года. Чтобы не было сомнений, из-под типично австрийского мундира выглядывают тесные венгерские порточки, так любимые гусарами. Любопытно другое – намек на некоторое неравноправие венгров в составе Австро-Венгрии. Потому что этот солдатик отдает честь даже не живому императору, а его изваянию – сила привычки.
Карикатурист: Jules Joseph Georges Renard (Draner)
5. Алжирский кавалерист из спаги-полка. Вроде бородка соответствуют тогдашней моде, но вот излишне длинные усы выдают товарища, привычного больше равняться на Турцию. Где, как известно, не сильно жалуют крепкий алкоголь. Однако, если присмотреться, то видно бокал с опаловым содержимым. Что неоднозначно указывает на абсент. Который становился опаловым после того, как в него наливали минеральную воду (французский способ потребления полынной настойки). То есть мы видим французский вариант истории про то, как приезжий мусульманин кушает на выезде в России шашлык из свинины.
Карикатурист: Jules Joseph Georges Renard (Draner)
6. Американский пехотинец. В ту пору Америка воспринималась как глубочайшее захолустье. Поэтому солдатик строгает палочку – такой намек на его фермерское происхождение. И на плохое финансирование армии – плащ драный, практически нищенский. А на дальнем плане солдатики читают огромную портянку какой-то газеты – намек на страсть американцев к газетной полемике.
Карикатурист: Jules Joseph Georges Renard (Draner)
7. Вроде генерал английский (в форме 1860 года), но во внешности его проглядывают семитские черты, слабо замаскированные модной прической. Это явный намек на тогдашнюю практику торговли чинами.
Карикатурист: Jules Joseph Georges Renard (Draner)
8. Артиллеристы. Тот, что помоложе и поменьше рангом, пытается что-то втолковать своему старому начальнику. Глухому, как тетерев, – намек на профессиональную глухоту пушкарей.
Карикатурист: Jules Joseph Georges Renard (Draner)
9. Китайский резервист. Образ трактован практически буквально – китаец заспиртован на манер дарвиновской лягушки. Что дополнительно намекает на увлеченность общества всякими китайскими диковинами.
Карикатурист: Jules Joseph Georges Renard (Draner)
10. Еще одна буквальная трактовка. Прусский гусар смерти. Легенда о мертвом солдате Брехта будет создана спустя полвека. Но лучшая ее иллюстрация – эта.
Карикатурист: Jules Joseph Georges Renard (Draner)
Материал разделен на несколько частей, поэтому продолжение следует...
Свежие комментарии