Серию из 23 картин «Созвездия» Миро написал в 1940-1941 г. Это были самые страшные, беспросветные и тяжелые времена для художника.
В 1936 году он бежал в Париж из Испании, когда там началась гражданская война, а с началом Второй мировой перебрался в тихий Варанжевиль.
В 1940 немецкие войска захватывают Францию – и Миро снова вынужден бежать.
На поезде из Варанжевиля в Париж, через бомбежки и грохот снарядов, едут Миро, его жена Пилар и десятилетняя дочка Долорес.
У Миро с собой только портфель, в котором он увозит 10 готовых листов с «Созвездиями» и пустые листы для новых. Семейство Миро отправляется на Майорку, в родной город Пилар.
«Женщины, Птица, звёзды». 1942
Картину «Женщина и птицы» он написал за неделю до побега из Варанжевиля. Это было время, когда в маленьком французском городке жители вынуждены были для защиты от бомбардировок отключать свет и зашторивать окна.
Миро писал: «Мне всегда нравилось смотреть в окно по ночам, наблюдать за небом, звездами, луной, но теперь нам это было запрещено. Тогда я выкрасил окна в синий цвет, достал кисти и начал писать. Это было начало «Созвездий».
«Созвездия. Женщина и птицы», 1940
Красивая птица, раскрывающая неизвестное парам влюбленных
Миро использует совсем мало цветов для основных элементов картины: белый, черный, красный, синий, желтый. Но долго и тщательно добивается глубины неба, смешивая, разбрызгивая, растирая гуашь и масло по фону. Небо, которого тогда не было видно за его выкрашенными в синий цвет окнами, оживало и заменяло настоящее.
Спасательная лестница, 1940
Работа создана в период начала Второй мировой войны, а изображенная на ней лестница, в дальнейшем, часто используется художником в метафоричном смысле и переносит картины в другую плоскость, далекую от мирского реализма.
Спасательная лестница, возможно, нужна для обеспечения пути художника от войны, геноцида и жестокости. Это самая известная работа из серии «Созвездия».
«Очевидно, Жоаном Миро движет лишь одно стремление, а именно – целиком предаться живописи, и только живописи, посредством того чистого автоматизма, к которому я, со своей стороны, никогда не уставал призывать... Пожалуй, благодаря этому он действительно может считаться самым законченным сюрреалистом из всех нас»
Андре Бретон. Сюрреализм и живопись. 1928
Золото лазури
Работы были подарком художника жене, позднее она передала их в Фонд Миро.
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art
Свежие комментарии