Как рисунок паньо становится артепаньо
Есть в нынешней культуре интересное направление искусства - паньо. Это работы художников, отбывающих срок в тюрьмах США. Первые паньо, нарисованные на кусочках простыней, были изготовлены в 1930-х годах.
Первоначально они использовались для передачи сообщений.
Теперь зеки рисуют композиции.
Заключенные часто отправляют их по почте своим семьям.
Семьи их берегут, но в итоге картинки попадают на распродажи.
За ними охотятся коллекционеры.
Покупают их по разным причинам. Возможно, замысловатые конструкции поражают воображение.
Но иногда покупатели просто надеются, что наткнулись на сокровище в местном магазинчике.
Со временем, когда аура предмета или интерес к рисунку угасают, серьезный коллекционер пытается продать и приумножить свои вложения.
Если не получается - он уговаривает местный музей забрать его, что, вероятно, сопровождается налоговыми льготами, которые намного перевешивают те ненапряжные сто долларов или около того, которые он заплатил за платок с рисунком.
Музею тоже интересно принять паньо, при этом желательно завысить предполагаемую стоимость – чтобы считалось ценным произведением.
И оно, произведение, уже становится артепаньо.
Артепаньо относится к художественному движению - обозначает традицию, которую практиковали заключенные чикано примерно с первой трети 20-го века до наших дней.
Канон истории искусства признал артепаньо жизнеспособным под знаменем латиноамериканского искусства и узаконил его.
Итак, защищенное стеклом, как «Мона Лиза», паньо в рамке приобретает в музее новую особую ценность.
И вот, пожалуйста, все восклицают – ох, и ах!
Опытный музейщик и не мечтает прикоснуться к этому искусству; это слишком ценно.
Но это же произведение! А значит, у него есть автор и оно его собственность.
Но нет.
В Америке с этим интересно.
Осужденные художники-паньо теряют право собственности.
Их работы никогда по-настоящему не принадлежат им, поскольку комиссарский носовой платочек или клочок простыни - тюремная собственность.
Рисунок становится федеральной собственностью.
Если паньо будет конфисковано как контрабанда, оно становится государственной собственностью.
Как вы считает, паньо искусство или нет?
Эти рисунки стоят того, чтобы за ними гонялись коллекционеры, а музеи развешивали их в залах?
Если они искусство, то справедливо ли отказывать художнику в правах и даже авторстве, даже если он преступник? Ведь и у них есть близкие.
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии