Розальба Каррьера рисовала очень красивые, тщательно продуманные миниатюры и новаторские пастельные портреты, и они – да, были всемирно известны в эпоху рококо.
Но, смотрите, что тогда происходило - на протяжении веков европейский художественный истеблишмент не воспринимал миниатюрные картины и пастель всерьез, считая их женскими и, следовательно, недостойными академического уважения.
Портрет женщины с маской работы Розальбы Каррьеры, ок. 1720-30, в Фонде Карипло, Милан.
И вот в таком пространстве презрения разных маэстро да и аристократической публики (а кто еще заказывал искусство?) появляется в начале 18 века венецианская художница Розальба Каррьера (1673-1757).
Она взяла неиспользованный потенциал обоих жанров, и сделала из самых прибыльных и влиятельных творческих карьер в истории.
От ранних миниатюр до элегантных пастельных портретов, которыми ее сейчас помнят, работы Розальбы Карьеры не только иллюстрировали эпоху рококо, но и фактически помогли определить ее.
Автопортрет художницы с портретом сестры работы Розальбы Каррьеры, 1715 год
Вот ее «Автопортрет». Великолепный. Жемчужные цвета – от темно-серого фона до присыпанных пудрой волос, живая поза, роскошная фактура, все совершенно.
Она отошла от привычных условностей, отказавшись идеализировать себя.
С тонкой улыбкой ее истинное подобие прямо встречается с взором зрителя, источая уверенность в себе.
В ее руках портрет младшей сестры и ассистентки студии Джованны, с которой она была очень близка.
Хранится и выставляется в галерее Уффици, Флоренция.
Портрет Марко Риччи работы Розальбы Каррьеры, ок. 1724 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
В отличие от большинства профессиональных женщин-художниц в Венеции XVIII века, Каррьера не из богатой семьи, не имела прямых связей с миром искусства и, по-видимому, была художником-портретистом-самоучкой.
Но к 30 годам она стала финансово независимой и признанной художницей во всем мире — настолько, что прославленная семья Медичи поручила ей внести пастельный автопортрет в их флорентийскую портретную галерею в 1715 году.
Автопортрет в образе «Невинность», Розальба Каррьера, ок. 1705-1757.
И вот еще ее автопортрет – миниатюра.
Чтобы прокормиться в молодости, Каррьера рисовала и продавала портретные миниатюры, представляющие собой крышки маленьких табакерок.
Хотя подобные декоративные предметы не считались высоким искусством, они пользовались большим спросом среди аристократов, употребляющих табак, которые массово приезжали в Венецию. Чтобы прокормиться в молодости, Каррьера рисовала и продавала портретные миниатюры, представляющие собой крышки маленьких табакерок.
Вскоре мастерство и изобретательность Каррьеры сделали ее самым востребованным миниатюристом на международном рынке.
Людовик XV Французский в образе дофина, ок. 1720-21. Картинная галерея старых мастеров, Дрезден.
Коммерческий успех искусства Розальбы Каррериа популяризировал пастель как независимую среду, а рококо как доминирующий стиль Европы.
От миниатюр, выполненных акварелью на слоновой кости, до портретов, выполненных пастелью на бумаге, искусство Карьеры становилось все более популярным за его мягко смешанные цвета, ощутимые текстуры и беззаботную близость — все желательные качества в цветущем движении рококо, зародившемся во Франции.
В умелой руке Карьеры пастель особенно эффективна для передачи искрометного образа яркой моды и пудровой косметики в стиле Рококо.
Смотрите, какая прелесть – «Девушка с попугаем»:
Девушка сидит с кокетливой самоуверенностью.
А на ее пальцах сидит попугай и озорно дергает платье за глубокий вырез, обнажая грудь.
Этот пастельный портрет, сочетающий соблазнительную тему и эстетический акцент на роскошных текстурах и ярких цветах, — наряду с большей частью произведений Розальбы Карьеры — одновременно олицетворял и влиял на распространение идеалов рококо.
Африка.
Аллегорический сюжет.
Каррьера создал четыре пастельных портрета, которые олицетворяли четыре известных континента — Европу, Азию, Африку и Америку — в виде женщин.
Девушка, олицетворяющая Африку прекрасна, но она держит живых змей. Что это значит???
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art
Свежие комментарии