
«Натюрморт Ванитас с портретом молодого художника» Байи, озадачивает.
Лейден, Нидерланды. И кальвинист Давид Байи.
Байи (1584–1657) был выдающимся голландским художником поколения до Рембрандта и Вермеера.
В молодости он пошатался по Европе. Представляете – в трясущейся карете, по лесным и проселочным дорогам, с остановкой в разных, часто сомнительных трактирах - через Германию в Венецию и Рим. Но, как говорят, охота пуще неволи, да и ничего сверхординарного по тем временам не произошло..
Зато Байи приобрел большой культурный багаж, с ним и вернулся.
Дома в Лейдене он успешно писал портреты и натюрморты, стал модным, с хорошими связями и уверенным в себе. Но без большого таланта – все эти искусные портреты выдающихся голландцев Байи не представляют, честно говоря, особого эстетического интереса.
Но есть, есть впечатляющие работы!
Портреты натурщиков в чудесных голландских воротничках прекрасны.
И вот эта его последняя известная картина «Натюрморт Ванитас с портретом молодого художника» (1651).
«Ванитас» — может быть шоу-стоппером любой выставки. Он загадочный.
Молодой человек держит кувалду в одной руке и небольшой портрет пожилого мужчины в другой руке.
На столе в относительно тесном пространстве сконцентрировано множество интересных вещей - копии рисунка Франса Хальса и некоторые фламандские скульптуры, книги, трубка, драгоценности и портрет женщины.
Общая идея как всегда в "Ванитас" - тщеславие приводит к разложению вещей и людей. Она нам знакома, правда? Мыльные пузыри (ах, какой символ)- это о краткости жизни и внезапности смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь». Огарок свечи тоже понятен. Ну, и так далее.
Но дальше интереснее, и не так очевидно.
Кто такие мужчина и женщина на картинах меньшего размера и молодой господин слева, держащий портрет? И что их образы в совокупности говорят? Это про тщеславие?

Давид Байи, «Портрет Христиана Розенкранца» (1641 г.); Хиллерод, Национальный исторический музей, замок Фредериксборг
В общем, мы можем идентифицировать натурщиков Байи; он умел запечатлевать сходства.
Вот «Портрет Христиана Розенкранца» (1641 г.); Хиллерод, Национальный исторический музей, замок Фредериксборг.

Фрагмент
Создается впечатление, что художник, другие работы которого визуально прямолинейны – он вообще-то «капитан Очевидность», здесь замыслил что-то загадочное.
Историки активно изучают полотно.

Недавнее лабораторное исследование обнаружило за стеклянным сосудом в центре слабое закрашенное изображение женщины. Свеча слева от нее мерцает.
Почему же в конце своей карьеры Байи создал эту увлекательную, казалось бы, неразрешимую загадку?
Ничто не подсказывает, как ответить на этот вопрос — удивительно.
Но когда-нибудь станет ясно.

Дэвид Байи, «Молодой человек в меховой шапке» (ок. 1635–1640); Коллекция Рейксмузеум Амстердам.
Красивый портрет.

«Портрет Клары ван Бронхорст» (1631 г.)
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art
Свежие комментарии