На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Тарасов Сергей
    Кстати, а знаешь ведь Жихарку? Если да, то какой будет твоя реакция, когда узнаешь, что в оригинале сказки она была м...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Например: "Слышит старик: едет на ступе Баба Яга. Подъехала и стала ругаться, что он камней на дорогу навалил и спраш...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Ну надеюсь про то, почему американцы рискют пест/толкач Бабе Яге, вы поняли. Пест-также как и его спутница ступа, сам...Не узнать злобную...

С хвостом, рогами и козлиными ногами – шумные тусовщики, развратные спутники бога веселья

Дионис, 2 в. н.э. Источник: Палаццо Массимо алле Терме
Дионис, 2 в. н.э. Источник: Палаццо Массимо алле Терме

Сатиры, связанные с Дионисом, богом вина, не имели мифологических корней, но процветали в греческом искусстве. 

Их гедонистическая природа символизировала удовольствие, отражая человеческие желания.

Эти любящие вечеринки, озорные и раскованные существа были исключением, потому что не было прочной мифологической традиции вокруг них.

 

Вместо этого они были созданы как иконографический элемент, вероятно, основанный на сатирских пьесах и древних танцевальных представлениях.

Что сделало сатиров такими популярными.

Самые ранние изображения сатиров показывают их с длинными лошадиными ушами и хвостом лошади, но с телом человека. 

Ноги либо человеческие, либо лошадиные с копытами. 

С V века до н. э. их изображают их с человеческими ногами. 

Сатиры всегда непривлекательны по древнегреческим стандартам. 

Лысые, с большими животами, с грубыми лицами. 

Иногда сатиры молодые или даже младенцы, но у них всегда есть узнаваемые характеристики.

Слева: Часть вставки из слоновой кости на кушетке с головой сатира, эллинистический, ок. 200-100 гг. до н. э. Британский музей. Справа: Ваза для смешивания воды и вина на симпосии, изображающая сатиров, найденная в Италии, ок. 525 г. до н. э. Лувр
Слева: Часть вставки из слоновой кости на кушетке с головой сатира, эллинистический, ок. 200-100 гг. до н. э. Британский музей. Справа: Ваза для смешивания воды и вина на симпосии, изображающая сатиров, найденная в Италии, ок. 525 г. до н. э. Лувр
Силен с младенцем Дионисом, римская копия с греческого оригинала Лисиппа, середина II в. н. э., Музеи Ватикана; «Несчастья Силена», Пьеро ди Козимо, около 1500 г., Гарвардский художественный музей
Силен с младенцем Дионисом, римская копия с греческого оригинала Лисиппа, середина II в. н. э., Музеи Ватикана; «Несчастья Силена», Пьеро ди Козимо, около 1500 г., Гарвардский художественный музей

Те, кто знает древнегреческие мифы, помнят Силена, внебрачного ребенка Гермеса и безымянной нимфы.

Силена описывали как уродливого, круглолицего, бородатого пьяницу с курносым носом и конским хвостом.

Он стал учителем и воспитателем Диониса, когда бог был младенцем. У Силена также была группа последователей, похожих на него.

К сожалению, иконография Силена и сатиров непоследовательна, поэтому мы не можем с уверенностью сказать, что Силен и сатиры — это одно и то же. 

Сатир, Маленькая бронзовая статуэтка (9,5 см), Центральная Греция, ок. 525-500 гг. до н.э. Источник: Лувр
Сатир, Маленькая бронзовая статуэтка (9,5 см), Центральная Греция, ок. 525-500 гг. до н.э. Источник: Лувр

Начиная с 450 г. до н. э. Силен начал больше походить на козла, а персонаж стал напоминать бога Пана. 

Но еще оставались игривыми, ненасытными зверями. 

Амфора с изображением героического гоплита с одной стороны и гордого сатира в обрамлении сфинксов с другой, приписывается аттическому художнику Клюверу, ок. 550-545 гг. до н. э. Источник: Лувр
Амфора с изображением героического гоплита с одной стороны и гордого сатира в обрамлении сфинксов с другой, приписывается аттическому художнику Клюверу, ок. 550-545 гг. до н. э. Источник: Лувр

У них обширный репертуар выходок, в которых они могли участвовать.

В V в. до н. э. многие картины с сатирами, вероятно, были вдохновлены пьесами и показывают сатиров за различными действиями.

Театр был большой частью жизни в древнегреческом полисе, и зрители, посещающие театр, должны были быть знакомы с этими фигурами.

Краснофигурная ваза с изображением сатиров, преследующих менад, Аттика, ок. 490-480 гг. до н. э. Источник: Музей Метрополитен
Краснофигурная ваза с изображением сатиров, преследующих менад, Аттика, ок. 490-480 гг. до н. э. Источник: Музей Метрополитен

Типичное поведение сатира сочетает в себе скотоложество, игривость и находчивость. 

Что касается сексуальности, то они кажутся совершенно раскованными, ненасытными и невероятно гибкими. И не слишком разборчивыми в выборе партнеров. 

Сатиры были связаны с плодородием, но, возможно, самой большой причиной их сексуальных эскападных образов является культура симпосия.

Эти социальные и философские собрания мужчин-граждан включали дискуссии, чрезмерное употребление спиртного и развлечения.

Вазы симпосия, часто изображавшие сатиров, использовались для подачи, охлаждения и смешивания вина.

Что может быть лучше для этих шумных мальчишеских вечеринок, чем скандальные изображения дикого, необузданного поведения? 

Микромозаика Джакомо Раффаэлли, около 1800 г. Источник: Музей Виктории и Альберта
Микромозаика Джакомо Раффаэлли, около 1800 г. Источник: Музей Виктории и Альберта

По мере развития общественных ценностей произошел сдвиг от восхваления дикого, необузданного поведения, связанного с сатирами.

Сатиры стали больше походить на бога Пана в эллинистический период, с 323 г. до н. э., и выглядят и ведут себя как люди. 

«Нимфы и сатир» Уильяма-Адольфа Бугро, 1873

Преувеличенные черты исчезли, и сатиры больше похожи на красивых молодых людей.

Прогрессирующее христианство положило конец старым религиозным практикам в Древней Греции, а сатиры и пантеон греческих богов из мифологии остались в истории.

Однако сатиры оставили неизгладимый след в европейском искусстве.

Мотив женщины, сопротивляющейся фавну, когда он пытается воспользоваться ею, оставался популярной темой, особенно в эпоху Возрождения. 


Ссылка на первоисточник
наверх