«Помню, однажды, когда я посетил его, он загадочным шепотом сказал мне, что уже давно пишет Дьяволу. «Все мои наброски собраны наверху» ... Глаза его в этот момент загорелись странным блеском ... «Понимаешь ... - сказал Калмаков, - я так долго ловил (то есть черта) и не могу уловить ... Иногда мелькает передо мной его глаз . .. иногда хвост ... иногда копыта ... но целиком я его еще не видел, не улавливаю. А я сотню зарисовок сделал ... хочешь покажу?»
И действительно, на пыльном чердаке своего странного дома он мне тогда показал бесконечно разнообразные, жуткие и фантастические зарисовки глаз, хвоста, ног, и был глубоко убежден, что все это видел ... » Из книги воспоминаний А. Мгеброва «Жизнь в театре»
Калмаков …. Декадент, символист, женоненавистник. Он создал свой узнаваемый стиль. И тем не менее заметно влияние западноевропейского символизма и модерна, особенно работ Обри Бёрдслея.
В 1920 г он покинул Советы, бросив жену и сына, перебрался сначала в Эстонию, где организовал в 1922 г выставку своих театральных работ, а потом, в 1924 г. — в Париж.
В эмиграции он продолжал заниматься живописью.
Однако со временем заказов становилось всё меньше.
Уединённая жизнь и принципиальный отказ от общения с русской диаспорой привели к тому, что вскоре имя Калмакова было полностью забыто.
Он провёл последние годы жизни в доме престарелых в пригороде Парижа и умер в 1955 году в бедности и забвении.
В 1960-х гг. французские коллекционеры живописи Бертран Коллен дю Бокаж и Жорж Мартин дю Нор обнаружили сорок холстов Калмакова на барахолке на севере Парижа и организовали серию выставок художника в Париже и Лондоне, вновь открыв его творчество широкой публике.
Свежие комментарии