Макс Либерман … Хороший художник. У него довольно обыкновенная судьба человека, на которого давили родители, чтобы он ступил на проторенный путь к заурядной профессии. Макс это все ненавидел с детства. Ненавидел начальную школу, и последующую тоже. Из университета его исключили за недостаток прилежания)). После ссоры с родителями ему, все-таки, позволили посещать занятия в Художественной академии великого герцога в Веймаре.
Однако все эти принуждения не прошли бесследно – Макс периодически страдал глубокой депрессией.
Но стал художником.
Давайте вспомним – в ту пору не было ни кино, ни, тем более, интернета, и выставки были важнейшим событием для граждан.
В декабре 1878 года Либерман приступил к своей картине «Двенадцатилетний Иисус в храме». Первые эскизы для этой работы он выполнил ещё в синагогах.
Вот, смотрите, действительно интерьер синагоги и сцена почти погружена в мистически свет, который кажется, исходил из маленького Иисуса в центре картины.
Однако, на международной выставке в Мюнхене разразился страшный скандал. «Либерман намалевал дерзкого еврейчика» - именно так в газетах описывали эту картину.
И скандал покатился по всей империи.
Посмотрите на картину. Вы видите дерзкого маленького еврея? Его нет.
Стоит белокурый ангелоподобный мальчик в сандаликах, смахивающий на девочку, выражение его лица скорее старательное и, пожалуй, почтительное, нежели дерзкое.
Однако, чем же была возмущена глубокоуважаемая благочестивая публика?
Всё дело в том, что сегодня мы не можем увидеть эту картину в ее первоначальном виде. Впечатленный бурной негативной реакцией на свое произведение, Макс Либерман изменил фигуру Христа.
Впрочем, сохранился эскиз (ниже), глядя на который, можно представить, что ж так возмутило блюстителей нравственности.
Никакого умиления центральная фигура Христа в этом варианте не вызывает.
Босоногий, в отрепьях, дерзкий мальчишка.
Напряженные руки и угловатая, резкая поза явно свидетельствуют о том, что он вступил в ожесточенный спор с церковными старейшинами.
Католическая церковь протестовала. Скандал был основательный.
Выдвигалось даже требование законодательно запретить Либерману изображать Иисуса Христа. Да-да, он, как теперь у нас говорят, "оскорбил чувства верующих" изобразив Иисуса тем, кем он был - евреем.
«Трепальщицы льна в Ларене», Макс Либерман, (1880-1890, Старая национальная галерея, Берлин)
Его творчество вообще не любили в Германии. Оно для обывателей слишком реалистичное, и не было в его композициях никакой идеализации … Но и намека на страдания бедного рабочего класса тоже не было.
«Детский сад в Амстердаме», (1880, Старая Национальная галерея, Берлин)
Если реалистические картины Либермана, на которых изображены люди за работой, недоброжелатели называли «грязными холстами», то «Детский сад в Амстердаме» и публика, и критика приняли благосклонно.
Деский сад — ранняя работа Либермана в импрессионистической манере, получившей у него своеобразную трактовку. Коллекционер Эрнест Ошеде говорил, что Эдуар Мане раскрыл тайны пленэра, а Макс Либерман «постиг свет в закрытом помещении».
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art
Свежие комментарии