На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Знамена независимости



Есть мировые шедевры, ну, может и не шедевры, а просто очень сильные работы, которые не любят показывать у нас. Они рвут шаблоны –Россия, дескать, была такая белая и пушистая и помогали соседям. Все это ложь.
И соседи как могли, открещивались от железной руки этой дружбы.

Вот картина на эту тему. Самая известная в Финляндии на политическую тему посвящена событиям русификации Финляндии и аллегорически изображает нападение двуглавого орла на финскую девушку. Благодаря этой работе никому в то время неизвестный художник Эдвард Исто навсегда вписал свое имя в историю финского искусства.


Полотно - пример политического искусства, полный символизма и драматизма. Девушка, на которую напал российский двуглавый орёл— олицетворение Финляндии. Она изображена в одежде белых и синих красок, цветов Финляндии, а на пряжке её пояса — финский герб. Молодая и целомудренная дева c золотистыми волосами выглядит беспомощной и охваченной паникой, стоя на обрыве у бушующего моря. В руках у неё свод законов Финляндии — почти столетний символ страны эпохи автономии.

Парящий в небе ужасный гигантский двуглавый орел — эта животная персонификация имперской России — атаковал девушку в попытке вырвать у неё из рук и уничтожить книгу с латинской надписью «LEX», разрывая её страницы своими когтями. Бурная вода, тёмное небо и бесплодный берег на заднем плане полотна символизируют попрание Россией прав Финляндии, а курильня, упавшая к ногам девы, представляет собой ушедшую эпоху благополучия. Несмотря на всё это, на горизонте виднеется новый рассвет.




Создание полотна было завершено в 1899 году, в том же году, когда российский император Николай II издал февральский манифест, ограничивший автономию Финляндии, полномочия финского Сейма, и сделавший Великое княжество Финляндское субъектом имперских законов. Этот период был назван «временем гонений», когда русский язык повсеместно внедрялся во все стороны жизни финнов — от школ до сферы государственного управления, в результате чего финны чуть не потеряли свой собственный язык. Напряжённость, возникшая в результате систематического ограничения автономии Финляндии, вылилась в антироссийские настроения, отражённые на полотне Исто, очень простом отображении политической ситуации того времени, самой сути различий между Россией и Финляндией.


Идею создания картины предложила художнику жена его друга Беньямина Айона — Эмма Айо. Работа была начата художником во время пребывания в Берлине. Моделью для главной героини полотна послужила Эмма Кюёстяйя, специально приехавшая к Исто из Алаторнио. По всей видимости, он только начал картину в Берлине, а закончил летом 1899 года уже в Финляндии — в Хельсинки.

Осенью 1899 года картина экспонировалась на тайной выставке в частном доме в Кайвопуйсто, где её увидел достаточно небольшой круг людей. Тем не менее, тысячи копий картины были распространены по всей Финляндии, и даже Швеции, и Германии, также было выпущено несколько почтовых карточек с фотографией работы, некоторые из которых были с русским текстом. Исто самостоятельно контрабандой переправлял репродукции на территорию Финляндии, рискуя быть сосланным в Сибирь. Так картину увидели в тысячах финских домов, а сама она стала иконой среди «молодых финнов», как финских националистов, так и простогот люда.




Работа Исто попала в ряд символов протеста против русификации и сыграла важную роль в борьбе финнов за независимость, несмотря на попытки официального запрета на её показ и распространение: репродукции цензурировались, их распространение пресекалось жандармами, а печатные формы уничтожались.

В 1900 году Исто эмигрировал в Швецию и поселился у местного пастора в Алаторнио.
Художник попытался продать картину довольно необычным образом — путем распродажи лотерейных билетов по 20 марок каждый, однако за работой так никто и не пришёл.
В итоге Исто продал картину бизнесмену Отто Нордбергину из Лулео, у которого её выкупил чиновник Ниило Хеландер из Хейнолы. В свою очередь, его вдова передала полотно в собственность Национальному совету по древностям.

В настоящее время картина находится в коллекции Национального музея Финляндии.
Вернувшись из поездки по Сибири, Исто скончался в 1905 году от воспаления лёгких в Хельсинки и был похоронен на кладбище Алаторнио.

В 1936 году над его могилой был установлен памятник с бронзовым рельефом по мотивам «Атаки», созданный скульптором Мартти Тарвайсеном.




Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх