
Эпатажные художники – движущая сила искусства. Они не дают впасть в стагнацию, меняя его привычное направление. Таким был Дюшан, несмотря на то, что его работы можно по пальцам пересчитать..
Конечно, больше всего прославили его две работы – Фонтан и «L.H.O.O.Q.» и все их знают.
«L.H.O.O.Q.», 1919 г.

Простая и дешевая репродукция «Моны Лизы» с пририсованными усами и козьей бородкой – один из ранних примеров художественной апроприации.
Так, не заморачиваясь, художники "тащат" известные работы, без цели создать плагиат, а как знакомый зрителю образ в новом контексте.
Это сейчас мемасами на тему шедевров живописи никого не удивишь и тем более не обидишь, а парижан начала XX века жизнь к такому не готовила.
Джоконду с усами и пикантной подписью они восприняли как надругательство над святыней (если произнести буквы L.H.O.O.Q. по французский, получится «Elle a chaud au cul» - «У неё горячая задница»).
И Дюшан стал знаменит.
Однако есть еще менее известное, но не менее эпатажное произведение.

«Аванс за сломанную руку», 1915.
(In Advance of the Broken Arm)
За два года до своего знаменитого «Фонтана» Марсель Дюшан создал «Аванс за сломанную руку» (также называемая "В преддверии сломанной руки", "Прелюдией к сломанной руке").
Только перебравшийся из Франции в США, он был так очарован лопатой для расчистки снега, во Франции Дюшан таких никогда не видел, что решил увековечить ее в искусстве.
Поставив на лопате подпись, он подвесил ее к потолку.
Критики разглядели в произведении фаллический символ и похвалили художника за иронию, зрители, разумеется, остались в недоумении.
Даже спустя 30 лет, когда Дюшан уже был в статусе классика, «Аванс» продолжал вызывать недоразумения: во время ретроспективы Дюшана в Миннесоте уборщик музея использовал подвешенную к потолку лопату по назначению и, убрав снег вокруг музея, вернул назад.
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art
Свежие комментарии