На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Тарасов Сергей
    Кстати, а знаешь ведь Жихарку? Если да, то какой будет твоя реакция, когда узнаешь, что в оригинале сказки она была м...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Например: "Слышит старик: едет на ступе Баба Яга. Подъехала и стала ругаться, что он камней на дорогу навалил и спраш...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Ну надеюсь про то, почему американцы рискют пест/толкач Бабе Яге, вы поняли. Пест-также как и его спутница ступа, сам...Не узнать злобную...

Почему эта картина прерафаэлитов потрясла викторианскую Британию

Тема падшей женщины была популярна в викторианском искусстве, отражая распространенность секс-работы в викторианском обществе. Искупительное послание Ханта необычно по сравнению с другими примерами этой темы.

Смотрите: 

Картина «Мать, отдающая своего ребёнка в Воспитательный дом в Париже» 1855-го г Генри Нельсона О'Нила
Картина «Мать, отдающая своего ребёнка в Воспитательный дом в Париже» 1855-го г Генри Нельсона О'Нила

Вот к таким композициям на тему судьбы согрешившей девушки викторианцы привыкли.

Но Хант внезапно предложил новую трактовку. 

В роскошной гостиной женщина в платье с кружевной отделкой приподнимается с колен полулежащего мужчины, её взгляд устремлён на что-то невидимое ни ему, ни зрителю.

Зеркало в богатой раме позади двух фигур позволяет взглянуть на то, что находится в центре её внимания: солнечный свет, пробивающийся сквозь зелень. 

Уильям Холман Хант, «Пробуждающаяся совесть» , 1853, холст, масло, 76,2 x 55,9 см галерея Тейт Британия, Лондон
Уильям Холман Хант, «Пробуждающаяся совесть» , 1853, холст, масло, 76,2 x 55,9 см галерея Тейт Британия, Лондон

Она тоже своего рода визуальное поучительное повествование, которое исключительно хорошо соответствует духу прерафаэлитов. 

Несмотря на роскошный декор, по меркам викторианской эпохи комната, где разворачивается действие, выглядит безвкусной, граничащей с вульгарностью, с броскими узорами, обилием позолоченных деталей и обилием богато украшенной деревянной мебели.

И хотя на первый взгляд мужчину и женщину можно принять за мужа и жену, викторианцам было понятно – это любовница и любовник. 

Яркие атрибуты комнаты напоминают «maison de convenance» – жилище, где мужчины селили своих любовниц.

Руки женщины, сложенные вместе, украшены кольцами на каждом пальце, за исключением безымянного пальца левой руки, на котором нет обручального кольца.

Правая перчатка мужчины, напротив, небрежно брошена на землю, а левая, та, на которой будет носиться обручальное кольцо, остаётся в перчатке. 

Уильям Холман Хант, «Свет мира» (1854). Собрание собора Святого Павла, Лондон.
Уильям Холман Хант, «Свет мира» (1854). Собрание собора Святого Павла, Лондон.

Заказанная английским промышленником и коллекционером произведений искусства сэром Томасом Фейрберном, картина «Пробуждение совести» была выставлена в 1854 году в Королевской академии в Лондоне вместе с другой работой Ханта, созданной в том же году, «Свет мира» , которую художник задумал как пару. 

Уильям Холман Хант (1848). Фотография Герберта Барро/Getty Images
Уильям Холман Хант (1848). Фотография Герберта Барро/Getty Images

Интересно, что выражение лица женщины, которое мы видим сегодня, было не тем, с которым зрители столкнулись, когда картина дебютировала. 

Люди говорили, что на лице девушки выражение боли и ужаса, и это было так сильно, что оно оттолкнуло многих искусствоведов.

Это в итоге оказалось невыносимым для самого Фэрберна, и он попросил Холта переписать лицо, поскольку видеть его в доме каждый день стало жутким. 

Хант угодил своему покровителю и значительно смягчил выражение лица героини, которое сохранилось до наших дней. 

В принципе, это тема распадающихся отношений.

На полу в левом нижнем углу находится копия музыкальной аранжировки Эдварда Лира на поэму лорда Теннисона «Слезы, праздные слезы» 1847, в ней затрагиваются темы прошлого и утраченной любовной связи; на пианино - ноты к поэме Томаса Мура «Часто в тихой ночи», на темы памяти и счастливых дней минувших. 

Картина остается интригующей визуальной головоломкой, вызывающей в памяти не только эпоху, в которую она была создана, но и вопросы о природе человека, которые сохраняются на протяжении веков.

Ссылка на первоисточник
наверх