Под аутизмом мы подразумеваем расстройство нервного развития (то есть нервное расстройство, которое возникает уже в возрасте развития), при котором наблюдается нарушение социального взаимодействия и дефицит вербального и невербального общения, что, в свою очередь, вызывает характеристики, как ограниченность интересов и повторяющиеся действия.
Фактически, уже в девятнадцатом веке были некоторые исследования, которые начали привлекать к этому вопросу внимание научного сообщества.
Работа Джона Лэнгдона Дауна (того, кто первым диагностировал синдром Дауна) и одно из этих исследований посвящено вопросу о том, что есть «синдром Саванта» (от французского «мудрый идиот»).
Это такое состояние, при котором очевидный особый талант проявляется в субъекте, который во всех других отношениях страдает значительными когнитивными ограничениями и задержками.
Саванты отнюдь не редкость среди людей с расстройствами аутистического спектра и могут раскрыть невероятные таланты в таких занятиях, как рисование, музыка, механика, математический анализ и многое другое, реже - в языке.
Некоторые саванты вошли в историю, и одним из самых известных среди них является швейцарский художник Готфрид Минд, известный как «Рафаэль кошек».
Он жил на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков, когда еще не было разговоров об аутизме, да и вообще вся психиатрия была еще на зачаточном уровне, поэтому его диагноз был поставлен апостериори.
Однако нет сомнений в том, что он страдал аутичным синдромом.
Минд родился в Берне 25 сентября 1768 года в семье плотника венгерского происхождения, который работал на богатого землевладельца герра Грюнера.
Он был слабым и болезненным ребенком, склонным к одиночеству, по крайней мере, до тех пор, пока герр Грюнер не нанял немецкого художника по имени Легель для украшения своих зданий.
Легелю, должно быть, понравился этот странный ребенок, потому что он начал носить его с собой, когда рисовал предметы природного пейзажа и показал ему несколько гравюр, изображающих в основном животных.
Когда Готфрид затем захотел попробовать рисовать самостоятельно, Легель подбодрил его и исправил его ошибки.
Его отец, однако, хотел сделать его плотником, чтобы оставить ему бизнес, и поэтому потребовал, чтобы он работал с деревом.
Но Готфрид использовал дерево только для вырезания фигурок животных, и они оказались настолько хороши, что, как только они появлялась, бернцы раскупали их.
Ну, мнение отца изменилось, он понял, что Готфрид не сможет быть ремесленником.
А потому в 8 лет Готфрид был отправлен учиться в академию для бедных детей, открытую в Нойенгофе, недалеко от Берна, педагогом Иоганном Генрихом Песталоцци.
А там учителя удивились, отметив его полное равнодушие к обществу сверстников - он так не завел друзей.
А еще у него отсутствовал интерес к обучению - он остался малограмотным на протяжении всей жизни и не умел проводить простые вычисления.
Но зато все педагоги отметили незаурядные способности к рисованию.
Примерно в 1780 году он стал помощником довольно известного бернского художника Зигмунда Фройденбергера, ученика Франсуа Буше и известного автора сцен из крестьянской жизни.
Вскоре Фройденбергер понял, что Готфрид гораздо лучше него рисовал животных, и приобрел привычку копировать эти портреты у своего помощника, когда ему приходилось вставлять некоторые из них в картину.
Заметив однажды на картине Зигмунда кошку, Готфрид упрекнул педагога: «Это не кошка». Зигмунд слегка обиделся: «Тогда нарисуй лучше».
И мальчик нарисовал кошку.
А потом ещё.
Готфрид рисовал кошек, котов и котят всю свою жизнь. «Кошачий Рафаэль» стал настолько знаменит и любим, что один его рисунок купил король Георг IV.
Готфрид многому научился в рисовании и в технике акварели за годы работы у Фройденбергера. У него была замечательная память на детали, и он мог нарисовать идеальный рисунок даже с предмета, видимого только на несколько мгновений.
Фройденбергер умер в 1801 году, и с тех пор Готфрид вел самостоятельную жизнь, продолжая деятельность своего хозяина как автор сцен из крестьянской жизни.
Одинокий и сварливый с людьми, он, напротив, очень легко общался с кошками и жил со многими из них. Он спокойно работал с кошкой на плече или на столе, делился с ними всем и относился к ним очень нежно.
Работы, в которых Готфрид Минд изображает своих кошек, — это настоящие портреты, подчеркивающие характер каждой из них.
Одним из очень немногих друзей, которые были у него в жизни, был богатый коллекционер Зигмунд Вагнер, у которого было множество гравюр на самые разные темы.
Готфриду нравились только те, кто изображал животных.
Когда в 1809 году бернские власти, чтобы остановить эпидемию бешенства, решили уничтожить всех бездомных животных из города (речь идет об убитых не менее 800 кошках), Готфрид не терял времени и переехал в деревню со своим кошкам, спасая их от верной смерти.
Когда он вернулся в Берн, когда тревога утихла, город, где он больше не встречал бродячих животных, казался очень печальным.
Потеря любимой кошечки Минетт привела к стрессу, и в конце 1813 года Готфрид впал в состояние глубокой депрессии, от которой так и не оправился.
Он умер 17 ноября 1814 года в возрасте 46 лет.
Свежие комментарии