Поль Сезан долгое время терпел насмешки отца, который мечтал сделать из сына банкира.
А Поль был с привычкой тратить все деньги, которые водились у него в кармане, прежде, чем он ляжет спать.
Однажды он сказал Золя, который назвал его транжирой: "Черт возьми, ты что же хочешь, чтобы, если я умру сегодня ночью, мои родители получили наследство? ". (Наследство, к слову сказать, после смерти отца получил он и стал богат в отличии от многих современных ему художников).
И, конечно, имело значение с его отношения с женщинами - вот это (последнее) прослеживается на всех его картинах, где есть ню.
В принципе, любая работа Сезанна, где есть обнаженная натура, может быть включена в его голову.
Вот на таком эмоциональном поле – отношений с отцом, деньгами и женщинами родилось культовое теперь полотно «Современная Олимпия».
Сама, вызвавшая дикий скандал и жесткое неприятие, «Новая Олимпия» была ремейком «Олимпии» Эдуара Мане, выставленной на «Салоне отверженных» в 1865.
Manet, Edouard - Olympia, 1863
Тогда тоже был скандал, потому что моделью Мане была известная в те времена пpocтитyтка Виктуар, известная всему Парижу.
Публика приходила в такое бешенство, что к полотну приставили охрану.
Да и, собственно, даже Сезанн был с ней знаком.
И Париж тогда, за девять лет до Сезанна был обескуражен, как же так, ведь «Олимпия» по сути, была перепиской «Венеры Урбинской» Тициана, а та, в свою очередь, копией «Спящей Венеры» Джорджоне.
Но и там и там обнаженные – БОГИНИ! Идеализированные, прекрасные! А у Мане - известная всему Парижу «женщина для плотских радостей».
Публика была оскорблена.
Поль Сезанн «Современная Олимпия», 1873–1874 гг
(Тёмный вариант)
И 9 лет спустя, на первой выставке художников, которых после разгромной статьи одного из критиков назовут «импрессионистами», публика опять впала в неистовство и опять возле «Олимпии. Теперь это полотно Сезанна «Современная Олимпия».
Возмущены, но уже не профессией модели, не тем, что Сезанн заменил собачку на кошку (все исследователи 20 века были единодушны: кошка там появилась исключительно потому, что во французском жаргоне «chat» - киска - означает тоже, что и в русском подростковом сленге).
И даже не тем, что он поставил на передний план клиента.
Просто всех взбесила манера письма.
Там полно знаковых деталей.
Сезанн придает динамизма служанке, сдергивающей покрывало (В отличие от Мане).
Движение подчеркнуто фигуру слегка размытой фигурой: этот эффект он, как и его собратья-импрессионисты, позаимствовал у фотографии.
Многие предметы едва намечены: как будто прощупывает границы между эскизностью и законченностью.
Полю Гаше, доктору, известному своей любовью к живописи, очень понравилась эта Олимпия. Он сказал, что она – «наслаждение и солнце». Он купил работу и выставил её.
Сезанн был доволен, публика была в бешенстве и скандалила возле полотна.
Критик, Марк де Монтифо (под этим именем писала дама), был еще беспощаднее: «Господин Сезанн представляется не иначе как сумасшедшим, работавшим в состоянии белой горячки».
Сами судите.
Но Сезанн написал два варианта.
Есть «темный вариант», Гаше выбрал светлый.
Посмотрите, и скажите, какой вам больше нравится.
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art
Свежие комментарии