Сейчас многие повадились сравнивать между собой два цикла сказочных повестей об Изумрудном городе - советский, написанный Александром Волковым, и американский, созданный Лайменом Френком Баумом. И нередко приходится слышать мнение о том, что у Баума фантазия, была покруче, а Волков, мол, жалкое подобие.
Так вот, хотелось бы кое-что прояснить.
Сказки Волкова и Баума сравнивать между собой очень трудно, потому что они относятся к двум совершенно разным жанрам литературы. Ну, например, вы же не будете сравнивать между собой детективы Агаты Кристи и романы об индейцах Фенимора Купера? Тут вообще инструментов для сравнения нет, оба писателя работают на разных полях.
Сперва давайте определимся, что говорим мы сейчас не только о первой книге, а берем оба цикла целиком. Баум написал 14 книг, Волков - 6. Начало у обоих циклов одинаковое, но со второй книги идет абсолютное расхождение. Да и с началом-то не все так просто, но об этом ниже.
Баумовские сказки представляют собой фантасмагорию в кэрролловском стиле. С чуть меньшим накалом абсурда и языковой игры, но в том же направлении. В англоязычной литературе этот стиль весьма популярен, отчасти он продолжен даже в "Мэри Поппинс" (в экранизациях всю фантасмагоричность благополучно выкидывают, так что ищите ее именно в книгах).
Пространство у Баума весьма зыбко, трудно определимо, физические законы идут лесом, все решает игра воображения, потому его тексты населены самыми причудливыми существами и расами. И не только в самой Стране Оз, но и за ее пределами. Очень скоро обнаруживается, что мир полон разных волшебных стран, все дороги могут странным образом перепутываться, а логика - последнее, чем стоит руководствоваться в путешествиях.
Сказки Волкова, несмотря на то, что тоже населены необычными созданиями, живут по другим, более жестким законам логики и физики. Потому что, по факту, представляют собой мир фэнтези. А фэнтези, как вы знаете, вовсе не является территорией абсолютного сверхъестественного беспредела. Там есть свои ограничения. И вообще, это цельный мир со своими правилами и порядками.
Поэтому Волшебная страна Волкова имеет свои физические границы, которые приходится преодолеть, чтобы туда попасть. А вот в Стране Оз герои повестей-продолжений как только не оказываются, часто даже сами этого не замечая и не осознавая. Просто шли-шли, попадали в чудесные приключения - и здравствуй, Озма!
Стоит только понять фэнтезийную, а не фантасмагоричную природу волковского цикла, как сразу теряется повод для претензий в адрес фантазии его автора. В фэнтези нельзя каждую секунду придумывать все новые и новые чудеса, это противоречит принципам жанра.
Да и сами чудеса не должны быть абсолютно безбашенными. Представьте, что Толкин посреди рассказа о хоббитах, бредущих в Мордор, добавил бы встречу с какими-нибудь пряничными человечками. Это была бы чистая баумовщина, которая напрочь убила бы всю логику сюжета.
Именно поэтому Волков, взявший курс на превращение баумовской фантасмагории в фэнтези (хотя он вряд ли знал это слово), недрогнувшей рукой повыкидывал из оригинального текста первой книги не вписывающиеся в эти требования эпизоды.
Например, он убрал Фарфоровую страну, населенную миниатюрными принцами и принцессами из чистого фарфора. А еще заменил кводлингов на марранов. У баумовских кводлингов головы были плоскими, как молоток, а шеи могли внезапно вытягиваться на неимоверную длину, так что голова-молоток наносила резкий удар по противнику. В фэнтези таких персонажей представить трудно, поэтому вместо них появились марраны, у которых совершенно нормальная физиология, просто они весьма прыгучи.
В общем, подытожим. Если судить сказки Волкова по канонам фантасмагории, то это, конечно, очень плохая фантасмагория. А если судить сказки Баума по канонам фэнтези, то это совсем никудышное фэнтези. Лучше же вообще никого не судить, а наслаждаться двумя разными циклами, написанными в разных жанрах.
Свежие комментарии