А вот еще любопытная тема среди излюбленных сюжетов барокко и рококо: бог любви Амур, которого шлепают или бьют розгами, или еще того хуже. Почему и за что?
Andries Cornelis Lens (1739 - 1822). "Обучение Амура". Ч.к.
Ян ван Бийлерт. "Венера, наказывающая Купидона". Музей из. иск-в, Хьюстон
Обычно наказывающим в этих картинах является женщина, часто -- мать, богиня любви Венера.
Бьют его розгами, веревками, даже тапком (как на первой картине).
Вот, художник гуманист вложил матери в руки букетик цветов. А подразумевал небось крапиву, на самом деле!
Луи Жозеф Ватто. Венера, наказывающая Купидона. 1760. Музей Боуз

Constantijn Netscher. 1682

Обычно бог-шалун предстает как достаточно зрелый пацан, но иногда это такой пухлый младенчик, что прямо сердце разрывается.
Пьетро Либери. "Наказание Купидона". 1630-87. Доротеум

Игнац Штерн (1678-1748). "Наказанный Купидон". Нац. гал. Ирландии

Но вот на этом полотне мальчика наказывает мужчина, бог Марс, за то, что заставил его влюбиться в Венеру (это для него плохо, потому что муж Венеры Вулкан выковал невидимые сети, их застукал, приковал, и выставил на посмешище другим богам). Здесь мать пытается защитить мальчика от сожителя, выходит безуспешно, в общем, картина домашнего насилия в 17 веке.
Бартоломео Манфреди. "Наказанный Купидон". 1613. Худ. инст. Чикаго

При этом античных текстов, на которые бы при создании данной иконографии опирались художники -- не существует, хотя в Новое время эта аллегория была достаточно популярна. UPD: конкретного мифа нет, а образ есть: мать говорит «Я много раз уже грозила Эроту, что если он не прекратит своих проделок, я поломаю его лук и колчан и обрежу ему крылья, — один раз даже я его отшлёпала по заднице сандалией. А он — странное дело! — сразу начинает бояться меня и просит не наказывать, а в следующее мгновение уже забывает обо всём» (Лукиан, Разговоры богов, 11).
А в этой картине по шлему главной героини мы видим, что это не мать, а суровая родственница интеллектуалка богиня Минерва. И картина имеет аллегорический смысл: нечего любовью отвлекать студиузов.
Иоганн Георг Бём Ст. "Минерва наказывает Купидона за то, что он помешал Искусствам и Наука в их занятиях". 1-я пол. 18 века. Нац. траст

***
Существует и более серьезный вид наказания, когда Купидона не порят, но зато подрезают ему крылышки.
Шарль Лебрен. Венера подрезает крылья Купидону. Ок. 1655. Музей Понсе

Тут ему еще и лук ломают.
Анри-Пьер Пику, 19 век, ч.к.

Это уже имеет источник в литературе: в "Метаморфозах" Апулея, в рассказе о любви Купидона и Психеи говорится, что сын непослушался Венеру, и она за это приказала его наказать -- остричь волосы и подрезать крылья (Apul., Met. 5.30).
Цитата
Spoiler (click to open)
***
В живописи, видимо, из-за сильной наглядности, более известен вариант, в котором крылья мальчику режет крылатый же старец - бог времени Хронос (Сатурн), это аллегория того, что с глаз долой -- из сердца вон, всякую любовь излечивает время расставания.
Иван Акимов. Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру (1802). ГТГ

Миньяр. 1694. Денвер

***
Истоки этой иконографии надо искать и в Возрождении, например, в сюжете "Триумфов", опирающихся на одноименную поэму Петрарки.
Фрагмент поэмы (рус. пер.)
В сценах "Триумфов целомудрия" крылатый бог изображен связанным и подвергаемым наказаниям.
Псевдо Граначчи. "Триумф Целомудрия". Ок. 1500. Уолтерс

Лука Синьорелли. "Триумф Целомудрия". Ок. 1509. Лондонская нац. гал.

При этом в античности тоже есть похожий мотив, несмотря на отсутствие текстов.
Музей Гетти описывает эту статуэтку, как Венеру, приготавливающуюся пороть сына.

В Помпеях есть целый дом под названием Casa dell'Amore Punito, названный так по фреске с данным сюжетом. Правда, достаточно произвольно? Или мальчик уже наказан и плачет? А, нашла описание: Купидон в кандалах, его оружие у сидящей матери на коленях. Он не только осужден и закован, но и приговорен к сельскохозяйственным работам в поле.

Aphrodite spanking baby Eros. 5th or 6th Century. Hippolytus Hall, Madaba, Jordan.

(Еще много гравюр, статуэток и проч. тут)
Martin Beckmann, Stigmata and the Cupids of Piazza Armerina (1) пишет, что существовала обширная римская традиция изображения Купидона в статуях: ребенок с замысловатой прической, прислоненный к стволу дерева и трущий глаз; на его левой щиколотке железные оковы и два звена цепи, которые, в свою очередь, привязаны к веревке вокруг его талии. На геммах также встречается изображение Купидона в кандалах и с мотыгой (на общественно-полезных работах, значит, трудится).
Беккманн подытоживает: "Иконографический мотив "Наказание Амура", по всей видимости, возник в эллинистический период, но отчетливо римское литературное развитие в ранний августовский период придал ему более глубокий слой значения для римского зрителя. Это было литературное понятие servitium amoris, «рабства любви», разработанное элегистами 30–20-х гг. до н. э. и, возможно, изобретенное Проперцием; оно отличалось от более ранних греческих представлений об отношениях между влюбленными как между господином и рабом -- в том, что он подчеркивал не только страдания влюбленного, но и особенно рабский характер этого страдания. В стихах любовник претерпевает все унизительные наказания, которые может понести раб: его связывают, сковывают цепями, бьют, истязают и сжигают. В одном случае он даже подвергся клейму" (См. Проперций Prop. 1.18.7–8). См. также: George, M. “Cupid Punished: Reflections on a Roman Genre Scene.” In Roman Slavery and Roman Material Culture, edited by M. George, 158–79. Toronto: University of Toronto Press.
UPD:
М. Лермонтов
ЗАБЛУЖДЕНИЕ КУПИДОНА
Однажды женщины Эрота отодрали;
Досадой раздражен, упрямое дитя,
Напрягши грозный лук и за обиду мстя,
Не смея к женщинам, к нам ярость острой стали,
Не слушая мольбы усерднейшей, стремит.
Ваш подлый род один! — безумный говорит.
С тех пор-то женщина любви не знает!..
И точно как рабов считает нас она...
Так в наказаниях всегда почти бывает:
Которые смирней, на тех падет вина!..
(1828)
Свежие комментарии