26 апреля отмечает день рождения Галина Беляева, еще одна звезда советского кино 1980-ых. Мы уже говорили, что тогда на экранах появилась генерация актеров, которых не слишком принимал зритель, зато критики заходились в восторге: Игорь Нефедов, Олег Меньшиков , Сергей Колтаков, Ольга Машная.
Беляева случай несколько иной.
Она дебютировала так, что о ней заговорила и пресса, и средний зритель. Где-то пятилетку Беляева считалась восходящей звездой, пока все неожиданно не обрубилось.Как и почему?
Беляева мечтала о балетной карьере, но еще до выпуска из хореографического училища попала в большое кино. Эмиль Лотяну утвердил семнадцатилетнюю девушку на главную роль в экранизацию Чехова «Мой ласковый и нежный зверь» (1978). Это, кстати, был самый первый фильм, который я посмотрел в кинотеатре. Сыграла Галина потрясающе, да и роль выпала неоднозначная, с достоевщинкой.
Режиссер фильма Лотяну уже имел опыт съемок с несовершеннолетней актрисой, плавно перетекающих в служебный роман. Речь идет о Светлане Тома, дебютирующей у Лотяну в картине «Красные поляны» (1965). Потом были «Лаутары» и «Табор уходит в небо». Снималась Тома и в «Звере…». К тому времени ей исполнилось тридцать лет, роман с режиссером давно заглох, остались лишь рабочие отношения.
Теперь Лотяну влюбился в Беляеву. Едва той исполнилось восемнадцать, позвал замуж. Разница между супругами составляла четверть века.
После выхода фильма его посмотрело свыше 26 миллионов зрителей, а критики захлебывались восторгом, аттестуя Беляеву «второй Одри Хепберн». Естественно, балет был тут же забыт. Галина поступила в Щуку.
Следующий ее успех случился в комедии «Ах, водевиль, водевиль…» (1979) Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Благодаря богатому саундтреку и ярким актерским работам этот фильм занял достойное место в сетке праздничных телевизионных программ. В 1980-ые его трансляцию то и дело приурочивали к Новому году. Хилькевич в своих мемуарах нахвалиться не мог на Беляеву, однако, заметил, что старейший режиссер Леонид Трауберг сказал: «Вы открыли для шоу и ревю замечательную актрису. К сожалению, вы это открыли и вы это закроете. Потому что в нашей стране это не нужно».
Основным проектом для Беляевой стал байопик Лотяну о балерине Анне Павловой. Это дело обставили с излишним пафосом совместного производства. Кроме СССР участвовали Великобритания, ГДР, Куба и Франция. На одну из ролей Лотяну планировал пригласить Роберта де Ниро, но удовольствовался Матином Скорсезе. Мечтающая некогда о балетной карьере Беляева теперь играла великую балерину, а Светлана Тома ее маму.
Беляева говорила:
«Проблемы начались на съемках этого фильма. Помню, продюсер недоумевал, почему Эмиль Владимирович настаивает, чтоб мы жили в разных номерах. Наверное, это мешало ему воспринимать меня со стороны, как героиню».
Если в «Моем ласковом и нежном звере» Лотяну все делал для Беляевой, то в «Анне Павловой»… В ряде сцен за умеющую танцевать Беляеву работала балерина Валентина Ганибалова, это при том, что хореографическое общество продавливало на главную роль кого-нибудь из балетных. Выбор Беляевой казался возмутительным кумовством, в Госкино полетели жалобы.
Но Лотяну не только заменил Беляеву в танцах дублершей, он ее и переозвучил Еленой Прокловой.
Сперва «Анну Павлову» попытались прокатать в кинотеатрах, выпустив двухсерийную версию, потом вышел пятисерийный телевизионный вариант. Провал оказался грандиозен, поскольку слишком многого ожидали от проекта.
На «Мосфильме» с Лотяну больше никто не хотел работать. Даже будь у него сценарий, не удалось бы собрать группу. Пришлось возвращаться в Молдавию.
Брак тоже рухнул. Темпераментный молдаванин забрал сына и уехал в Кишинев. В поисках ребенка Беляева дошла аж до обращения в комитет советских женщин. Сообщила ей о местонахождении сына никто иная как Светлана Тома. Ребенка забрали у отца прямо со съемочной площадки.
Какое-то время Беляеву по инерции использовали в качестве романтичной героини. У нее были главные женские роли в картинах «Герой ее романа» и «Черная стрела».
Свежие комментарии