Свежие комментарии

  • Язва но такая милая
    Все ритуалы нужног проводить без посторонних.А раньше жили огромными семьями.Как у них получалось? И когда? Ведь лето...Зачем на Руси нев...
  • Анастасия И
    «Наташ, вставай, ...
  • Анастасия И
    «Наташ, вставай, ...

Как художница металась между церковью и искусством и рисовала фей: Сесиль Баркер

Как художница металась между церковью и искусством и рисовала фей: Сесиль Баркер


Работы Сесиль Баркер хорошо знакомы российскому зрителю – обычно без упоминания имени художницы. Очаровательные феи цветов, так похожие на настоящих детей, населяют книжные страницы и открытки, ими иллюстрируют посты в интернете и поздравления, пересланные по электронной почте... Но за этими милыми сценками – нелегкая борьба между творческой свободой, заработком и… верой.


Книжные иллюстрации Сесиль Баркер.

Книжные иллюстрации Сесиль Баркер.


В первой половине XX века искусство было равноправным, как никогда. История знает множество художниц русского и западного авангарда, женщин-дизайнеров и архитекторов. Создается впечатление, будто каждая история о женщинах в искусстве 1920-1930-х годов – о бунте против общественных устоев, о маленькой личной революции. Однако одна из сфер изобразительного искусства – книжная иллюстрация – не требовала от художниц сражений и битв, противостояния социуму и всему мужскому миру. Книжная иллюстрация позволяла женщинам творить собственные сказочные миры, полные красоты и поэзии, миры, где можно было скрыться и найти утешение. И в то же время именно оформление книг и создание открыток становилось отличным источником дохода, позволявшим женщинам вести финансово независимую жизнь.

Иллюстрация была для многих художниц способом заработать любимым делом.

Иллюстрация была для многих художниц способом заработать любимым делом.


Сесиль Баркер – одна из самых ярких книжных иллюстраторов своего времени. Начав карьеру в начале XX века юной девушкой, она завершила свой творческий путь в 60-х, проектируя витражи для церквей. Сесиль была набожной англиканкой, огромная часть ее художественного наследия связана с деятельностью христианских организаций. Но славу ей принесли утонченные поэтические сборники, где сказка переплеталась с наукой – истории о феях растений.
Она была второй дочерью Уолтера Баркера, художника-любителя, зарабатывающего на жизнь продажей семян – отец, по-видимому, привил ей любовь и к искусству, и к ботанике. В детские годы Баркер страдала от приступов эпилепсии, ей требовался особый уход и специализированная диета в соответствии с медицинскими представлениями того времени. Она много времени проводила дома в постели, лишенная обыкновенных детских радостей. Сесиль приходилось развлекать себя рисованием и чтением книг – непременно с картинками. Уже тогда она решила стать книжным иллюстратором, и уже тогда уединенные размышления заронили в ее душу семена высокого религиозного чувства.

Баркер с точностью воспроизводила особенности растений.

Баркер с точностью воспроизводила особенности растений.


Художественное образование Сесиль началось с заочных курсов, затем она сумела поступить в школу искусств, где в дальнейшем получила должность преподавателя. Уже в шестнадцать лет она смогла продать издательству несколько своих иллюстраций, а спустя год удостоилась первых хвалебных отзывов от критиков. И в эти хе годы она осталась без отца – главного кормильца в семье. Сестры – Дороти Баркер тоже увлекалась искусством – начали предлагать свои работы журналам и ежегодникам в качестве иллюстраций. Сесиль пыталась публиковать и свои стихи. Однако главным подспорьем для них стал… детский сад.

Все детские образы нарисованы Баркер с натуры.

Все детские образы нарисованы Баркер с натуры.


Предприимчивая Дороти нашла выход из непростой финансовой ситуации, сложившейся после смерти их отца. Она открыла частный детский сад - прямо в доме. А Сесиль украдкой рисовала детишек – их веселые глаза, задорные улыбки, их шалости… В те годы Европу захлестнула мода на фей после выхода произведения сэра Артура Конан Дойла «Пришествие фей» и истории Дж. М. Барри о Питэре Пэне, и даже королевская семья Великобритании не устояла перед очарованием крошечных сказочных персонажей. И в 1918 году Баркер предложила издательствам серию открыток, где ребятня из детского сада Дороти в причудливых одежках играла в прятки среди цветов. В 1923 году была опубликовала ее первая книга – «Цветочные феи весны», где изысканные яркие иллюстрации сопровождались стихотворениями. При жизни Баркер было издано три поэтических сборника о феях и несколько сказочных повестей.

Сесиль также разрабатывала костюмы для натурных зарисовок.

Сесиль также разрабатывала костюмы для натурных зарисовок.


Баркер сама разрабатывала и шила костюмы для свои маленьких моделей, каждый наряд был вдохновлен цветами и листьями определенного растения. Костюмы хранились в сундуке в ее мастерской вместе с крыльями из веток и марли, но недолго – закончив работу над серией иллюстраций, она переделывала костюмы на новые.

Рисунки Сесиль Баркер.

Рисунки Сесиль Баркер.


Оригиналы рисунков Сесиль подарила их родителям. Она вообще часто просто раздаривала свои работы – например, портреты прихожан церкви св.Андрея в Кройдоне. Эта церковь считалась прибежищем бедняков – люди из средних классов туда не заглядывали, но Сесиль много сил уделяла церковной жизни. Настоятель говорил, что без нее приход давным-давно был бы закрыт. Вместе с сестрой она делала витражи для церкви, вместе они сочиняли религиозные стихи и истории для местных детей...

Рисунки и иллюстрации Баркер пользовались большой популярностью.

Рисунки и иллюстрации Баркер пользовались большой популярностью.


Сесиль постоянно переживала, что делает недостаточно для церкви, для Бога. Еще в 1920-х она хотела бросить работу над открытками и иллюстрациями, чтобы полностью сосредоточиться на церковных делах – разумеется, семья ее отговорила. Религиозные работы Сесиль Баркер пользовались меньшей популярностью, она и сама не хотела их продавать, но известно, что ее картина с изображением младенца Христа была куплена королевой Марией.

Баркер в совершенстве владела множеством художественных техник, но работала преимущественно акварелью.

Баркер в совершенстве владела множеством художественных техник, но работала преимущественно акварелью.


Баркер великолепно владела акварелью, пером и тушью, маслом и пастелью. Несмотря на очевидное влияние прерафаэлитов, художница утверждала, что главную роль в ее творчестве играет интуиция, художественный инстинкт. Она не поддерживала ни одно модное художественное течение и в то же время отвергала академические теории, опираясь только на собственный вкус, чувства стиля и воображение.

Зимний поэтический сборник Баркер вышел посмертно в 1985 году.

Зимний поэтический сборник Баркер вышел посмертно в 1985 году.


Рисунки Сесиль Баркер.

Рисунки Сесиль Баркер.


На Западе Баркер известна в первую очередь как поэтесса и писательница. Каждый поэтический сборник Баркер состоит из двадцати рисунков с феями цветов и других растений, а каждому рисунку соответствует стихотворение. Все растения нарисованы с натуры, а стихотворения посвящены свойствам растений. Это своего рода учебники ботаники для детей, рассказанные поэтическим образным языком. В России переводами ее текстов – восьми поэтических сборников – занимается литературный переводчик, кандидат филологических наук Елена Фельдман, защитившая диссертацию по творчеству Баркер.

Текст: Софья Егорова.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200421/49634/
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх
,,