Не так много в истории мирового искусства примеров того, чтобы два художника одновременно писали на равных одну и ту же картину, притом каждый изображал бы свою часть композиции. Я имею в виду именно равноправное участие, а не так, когда один пишет картину, а другой приглашается, чтобы изобразить какую-то деталь, как это было, например с Шишкиным и Савицким при создании "Утра в сосновом лесу", где Савицкий изобразил только медведей, а пейзаж в целом, то есть основную часть картины, писал Шишкин.
В случае двойного автопортрета Василия Шухаева и Александра Яковлева мы видим именно случай равноправного совместного творчества.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Оба художника были близкими друзьями и вместе проходили стажировку в Италии (так называемое пансионерство). Был такой прекрасный обычай в русской Академии художеств, когда лучшие студенты направлялись в Италию набираться опыта и знакомиться с шедеврами итальянских мастеров. Вот так поехали и Шухаев с Яковлевым. В 1914 году, вдохновленные образами итальянской комедии дель арте, они решили создать двойной автопортрет, в которой один из них предстал бы в образе Пьеро, а другой — Арлекино. Каждый писал себя. Поскольку между художниками было духовное родство и, к тому же, их манера письма была схожа, картина получилась гармоничной. Нарумяненный Арлекин в ярком домино — Яковлев, а бледный Пьеро в белом балахоне с традиционным жабо — Шухаев.
Стоя рядом друг с другом, они олицетворяют собой контраст между жизнерадостностью и печалью, мажором и минором. И, если хотите, между материей и духом.
Позже, в 1921 году, Шухаев написал, уже сам, тройной портрет, в котором уже без всякой игры изобразил себя и Яковлева, а в середине — свою жену Веру. На заднем плане видна маленькая фигурка в черном. Кто это? Не знаю.
После 1914 года прошло 7 насыщенных лет, полностью изменивших жизнь обоих художников. Пансионерство в Италии длилось два года, потом молодые люди вернулись в Россию, как раз перед началом революционных событий, на фоне первой мировой войны. Кстати, в 1914 году на Капри Шухаев познакомился с художницей Верой Гвоздёвой. В 1919 году, уже в России, они поженились. Яковлев в 1917 году получил еще одну стипендию, на сей раз для творческой поездки на Дальний Восток с посещением Монголии и Китая. Находясь в Китае, он узнал о революции в России. Вернуться на родину ему уже не удалось. Он перебрался в Париж. Шухаевы же решили покинуть родину в 1921 году и сделали это, перейдя пешком Финский залив. Яковлев помог им обосноваться в Париже.
Дела шли хорошо у обоих художников, но Шухаева тянуло на родину. В 1935 году они с женой вернулись в Ленинград, а через два года его и Веру арестовали. Из лагеря они вышли в 1945 и поселились в Тбилиси, где Шухаев начал преподавать в Тбилисской академии художеств, занимался творчеством, выставлялся по всему СССР. Василий Шухаев умер в 1973 году, Вера — в 1979.
Что касается Яковлева, то во Франции он стал кавалером ордена Почетного легиона, его вклад в искусство был высоко оценен. Его пригласили возглавить живописное отделение школы Музея изящных искусств в Бостоне, он переехал в США, где и умер в 1938 году на операционном столе.
Свежие комментарии