Антонио Лигабуэ, на самом деле Лаккабу, родился случайно в Цюрихе, у матери-итальянки-иммигрантки.
Можно утверждать, что это была случайность, поскольку мать отдала его ровно через 2 года после рождения швейцарской паре. Отец, Бонфильо Лаккабу, и, впрочем, неизвестно, настоящий он или приемный, дал ему свою фамилию, когда он уже жил с Иоганнесом и Элис, которых художник всегда считал своими родителями.
С Элис, единственной женщиной, с которой у него действительно были нежные отношения, все-таки случались сильные конфликты, но эти отношения – единственное, что скрасило его тяжелое детство, совсем нелегкое и несчастливое.
Приемные родители были очень бедны, им приходилось часто переезжать как сезонным рабочим, и не было постоянного дома.
У него был рахит и зоб, которые привели к ухудшению физического развития, и, вероятно, психического.
Он всегда был очень гордым и строгим!
И его бытие в школах часто сопровождалось конфликтами с одноклассниками, что и было основной причиной, по которой его исключали.
Он научился читать с некоторой скоростью, но, прежде всего, увлекся рисованием.
Лаккабу часто сбегал в подростковом возрасте, бродяжничая в поисках случайных заработков на фермах. Однако он всегда возвращался к своей приемной матери Элис.
Но скоро детство кончилось, и в его душевом состоянии случился кризис, когда ему едва исполнилось 18 лет.
Антонио попал в психиатрическое учреждение.
Но и это еще не всё: он выписался и опять поругался со своей приёмной матерью, на этот раз основательно избив ее.
И Лигабуэ изгнали из страны. Совсем.
Отправив в место, откуда родом его семья по отцовской линии, Лагабуз – якобы для прохождения воинской службы.
Таким образом, в сопровождении жандармов и не говоря ни слова по-итальянски, Антонио прибыл в небольшой городок Гуальтьери в Реджо-Эмилии, где он проведет остаток своей жизни, всегда мечтая вернуться в свою швейцарскую Итаку.
Антонио, или Тони, не мог приспособиться ни к жизни хосписа, в котором редкие друзья пытались его пристроить, ни к работе с другими поденщиками, которые смеялись над его неуклюжестью и раскоординированным телом.
В конце концов он покинул все это злобное сообщество людей, не выносящих никого, кто хоть на йоту отличается неких норм, и стал жить в одиночестве.
Он был настоящий дикий отшельник, изгой,жил в хижине из веток и досок на тропинке у реки По, в окружении диких животных и неразлучных с ним верных собак.
Он бродил по заболоченным берегам и рисовал как мог и на чем попало.
Вот такая ужасная судьба у этого удивительного художника. Можно сказать, что он достиг дна.
Но тут снизу постучали ….
Это постучала ему живопись, искусство – поворот от мрака к свету.
Шёл 1928 год.
Антонио Лигабуэ встретился со скульптором и художником Ренато Марино Маццакурати, который как-то смог уговорить его рисовать свой огромный душевный дискомфорт и беспокойство.
Не испытывая никакой любви к человечеству, Лигабуэ стал писать животных.
И оказалось, что у него красочный внутренний мир, в котором он нашел убежище.
Бурная фантазия художника преображала леса долины По в настоящие джунгли …
А дальше картины, которые писал Лигабуэ, с терзающими жертву хищниками на фоне экзотических зарослей, стали покупать.
Он по-прежнему жил как странник, чередуя пребывание в домах друзей со своей хижиной-залипушкой у реки По.
В 1937 году он начинает свою одиссею по психиатрическим больницам Реджо-Эмилии.
В 1941 году скульптор Андреа Мозцали взял на себя ответственность за Лигабуэ и забрал его из психушки в свой дом.
В 1948 году, после третьего лечения, он нашел убежище в приюте для попрошаек. Антонио продолжал рисовать, и постепенно его слава распространялась. Он выигрывает призы, продает картины, находит друзей, которые принимают его.
О нем снимают фильмы.
Появились и деньги, которые он тратил как ребенок: завел лимузин с водителем и 12 мотоциклов (!).
Они Лигабуэ и погубили: случилась авария, его разбил паралич, а через два года он умер.
Дальше началась уже другая история — настоящего признания.
Свежие комментарии