«Визит к врачу» Яна Стена или как лечили больных от недостатка любви девушек в 17 веке
Мне нравятся многие его работы, хотя, конечно, не все. Стен мог выстроить сцену активности (вроде этой), похожую на мизансцену оперы ... но это срабатывало. У Стена.
Голландцы были протестантами и купцами, а не и католиками. Напомним, они изводили католические религиозные излишества.
Жанровые сцены, интерьеры, таверны и повседневная жизнь апеллировали к их протестантскому пренебрежению к религиозным образам.
Но не заблуждайтесь, они были глубоко набожны.
И все же, прагматичными и полностью привержены изображениям повседневной жизни.
Исчезла любовь 16-го века к великолепным иллюстрациям и со вкусом выполненным обнаженным телам.
Люди хотели чего-то более семейного, знакомого и одетого.
Интересно, что из-за этой смены вкусов возник спрос на изображения очень специфического типа посещения врача, который, как ни странно, идеально отражает время.
Когда мы говорим, что на такие картины был спрос, мы на самом деле имеем в виду большой СПРОС.
Ян Стен нарисовал восемнадцать версий этого изображения, что много, учитывая, что на нем нет Иисуса.
Вообще, надо сделать маленькое отступление.
XVII век, получил название «эпохи научной революции», и был поворотным моментом в истории науки.
Вместо того чтобы спрашивать, почему что-то происходит, ученые обратились к тому, как что такое с вами происходит, сместив акцент с предположений на эксперименты.
Так вот, в эту историю прекрасно ложится болезнь юных девушек, страдающих от отсутствия любви….
В них все врачи лечат какую-нибудь влюбленную девушку в окружении семьи, которая, в свою очередь, высмеивает драматические представления пациента.
Тоска по любви или «мин-корц» (сердечная лихорадка) была широко распространена в Нидерландах 17 века.
Болезнь, которая считалась законной болезнью, вызванной дисбалансом юмора, трагически могла быть излечена только браком.
Так что присутствие врача в на самом деле это портрет - шутка.
Автопортрет
Стен вообще был шутник и пародист. А эта тема, понятная современникам, вызывала у него законное веселье.
Эта шутка, будучи неподвластной времени, также была невероятно актуальной для 17 века
Автопортрет с лютней
Его эпоха стала поворотным моментом в истории человеческого обучения, когда были стандартизированы методы экспериментирования и логики.
Такие вещи, как «юмор» и «любовная тоска», начали восприниматься как бессмысленные вещи.
В отличие от картин, подобных «Клинике Гросса», болезнь не изображается как какая-то ужасная сила страха, а, возможно, впервые в западной истории, как нечто, над чем легко посмеяться.
«Там лекарство не поможет, где замешана любовь». Этот девиз Стен даже поместил на одной из своих картин, где буквы легко читаются на страницах письма.
Пословица, словно ключ, раскрывает нам смысл картины.
Все девушки, чаще румяные и цветущие, страдают не от настоящей боли, а от любовного недуга, поэтому и врачи, наносящие им визит, выполняют свои обязанности довольно небрежно.
Придерживая девушку за кисть, редкий врач бросит взор на часы, чтобы засечь время, да и расположение рук, явно поверхностное касание, подскажет знатоку, что так пульс не измерить.
Кто-то из эскулапов широко улыбается, больше внимания уделяя сплетни из уст служанки, чем пациентке, кто-то расхваливает свое чудодейственное снадобье, но что бы ни происходило на картине, зрителя забавляет увиденное.
Это не злободневная филиппика, а дружеский шарж, полный юмора и узнаваемых деталей.
"Говорящие" детали. Внимательному зрителю должен многое сказать мальчик, играющий с луком и стрелами (как тут не вспомнить о Купидоне, шаловливом сыне богини любви). Еще одна прелестная деталь - висящее на стене мифологии.
Этот же сюжет обыгрывали и некоторые другие современные ему голландские живописцы, но ни один из них не смог сделать это столь виртуозно, как наш герой.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии