Оказывается, во многих регионах дореволюционной России существовали родильные ритуалы, которые касались не только женщин, но и мужчин.
Ритуал назывался «кувада» или «робячьи муки» — это имитация мужчиной женской родовой боли. По мнению этнографа И. Я. Бахофена, таким образом мужчина подтверждал свои права на ребенка. Женщина превращалась в мать при родах, а мужчина становился отцом во время кувады.
Механизм проведения обряда в разных регионах и культурах был разным, но похожим. В Верхокамье на мужчин насылали так называемые «робячьи муки». Роженица всю беременность носила пояс, который потом завязывала мужу с молитвой. Часто это делали, если женщина была слаба и могла погибнуть при родах. Муж как бы брал на себя её боль: после того как ему завязывали пояс, он начинал корчиться от болей, имитируя муки при родах.
Во Владимирской губернии «невесты целовали петли и замки у церковных и избных дверей, чтобы мужья мучились родами».
Предки верили, что через обряд можно уменьшить страдания рожениц и защитить их от нечисти. К тому же обычай способствовал объединению и укреплению семьи.
Иногда мужчине специально причиняли неприятные ощущения, чтобы он максимально почувствовал то, что испытывали женщины.
В Смоленской губернии «во время родов муж помещался на полатях, вообще на каком-нибудь высоком месте и был привязываем ниткой за нежное место, за которое дергала бабка, когда стонала роженица».
По мнению исследователя Д. Фрэзера, обряд направлен на защиту роженицы и будущего младенца от злых сил. Мужчина принимал весь удар на себя, делая вид, что это он роженица.
В православной культуре кувада считалась грехом, поэтому традиция к XX веку была забыта.
Интересно, что слово «кувада» было заимствовано в XIX веке из французского языка, где couvade — это «высиживание яиц». Пережитки похожего обряда сохранялись во французской провинции Беарн: мужчина надевал платье роженицы, а роженица — одежду мужа.
Вообще родильные ритуалы встречались не только у русских и французов, но и у греков на Корсике, у кельтов и басков Испании, у индейцев Калифорнии и Южной Америки, в Южной Индии.
Источники: О.Б. Христофорова. Робячьи Муки», или Кувада по-верхокамски; Е. Н. Нуждова. Лингвокультурологическое освещение номинации физических родов в русском и французском языках; Баранов Д. А. Мужские «роды».
Свежие комментарии