На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Тарасов Сергей
    Кстати, а знаешь ведь Жихарку? Если да, то какой будет твоя реакция, когда узнаешь, что в оригинале сказки она была м...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Например: "Слышит старик: едет на ступе Баба Яга. Подъехала и стала ругаться, что он камней на дорогу навалил и спраш...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Ну надеюсь про то, почему американцы рискют пест/толкач Бабе Яге, вы поняли. Пест-также как и его спутница ступа, сам...Не узнать злобную...

Мужские «роды». Зачем на мужчин раньше насылали «робячьи муки»? Что это за дореволюционный обряд?

Оказывается, во многих регионах дореволюционной России существовали родильные ритуалы, которые касались не только женщин, но и мужчин.

Художник: А. А. Шишкин
Художник: А. А. Шишкин

Ритуал назывался «кувада» или «робячьи муки» — это имитация мужчиной женской родовой боли. По мнению этнографа И. Я. Бахофена, таким образом мужчина подтверждал свои права на ребенка.

Женщина превращалась в мать при родах, а мужчина становился отцом во время кувады.

Механизм проведения обряда в разных регионах и культурах был разным, но похожим. В Верхокамье на мужчин насылали так называемые «робячьи муки». Роженица всю беременность носила пояс, который потом завязывала мужу с молитвой. Часто это делали, если женщина была слаба и могла погибнуть при родах. Муж как бы брал на себя её боль: после того как ему завязывали пояс, он начинал корчиться от болей, имитируя муки при родах.

Во Владимирской губернии «невесты целовали петли и замки у церковных и избных дверей, чтобы мужья мучились родами».

Предки верили, что через обряд можно уменьшить страдания рожениц и защитить их от нечисти. К тому же обычай способствовал объединению и укреплению семьи.

Иногда мужчине специально причиняли неприятные ощущения, чтобы он максимально почувствовал то, что испытывали женщины.

В Смоленской губернии «во время родов муж помещался на полатях, вообще на каком-нибудь высоком месте и был привязываем ниткой за нежное место, за которое дергала бабка, когда стонала роженица».

По мнению исследователя Д. Фрэзера, обряд направлен на защиту роженицы и будущего младенца от злых сил. Мужчина принимал весь удар на себя, делая вид, что это он роженица.

В православной культуре кувада считалась грехом, поэтому традиция к XX веку была забыта.

Художник: Ю. А. Сергеев
Художник: Ю. А. Сергеев

Интересно, что слово «кувада» было заимствовано в XIX веке из французского языка, где couvade — это «высиживание яиц». Пережитки похожего обряда сохранялись во французской провинции Беарн: мужчина надевал платье роженицы, а роженица — одежду мужа.

Вообще родильные ритуалы встречались не только у русских и французов, но и у греков на Корсике, у кельтов и басков Испании, у индейцев Калифорнии и Южной Америки, в Южной Индии.

Источники: О.Б. Христофорова. Робячьи Муки», или Кувада по-верхокамски; Е. Н. Нуждова. Лингвокультурологическое освещение номинации физических родов в русском и французском языках; Баранов Д. А. Мужские «роды».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх