Она родилась, вероятно, в том же году, когда Христофор Колумб высадился в Америке, и жила во времена Тициана, Челлини, Рафаэлло и Леонардо.
Она была музой Микеланджело, другом, духовным доверенным лицом и была признана величайшей поэтессой своего времени.
Мы не знаем точной даты рождения Виттории Колонны: одни ученые называют 1492, а другие - 1490.
Родители принадлежали к двум из самых престижных семейств эпохи Возрождения: ее отец Фабрицио был принцем, а мать Агнес была дочерью прославленного герцога Федерико Урбино.
Виттория - одна из самых известных фигур Колонны, а ее семейство - из самых могущественных и жестоких семейств Рима, всегда связанное с папством бурными отношениями, то борющегося с ним, то поддерживающее его, давшее десятки кардиналов и даже одного Папу (Мартина V).
Фернандо Франческо д’Авалос, маркиз ди Пескара ... Справа Портрет Виттории Колонны. Франческо Убертини, известен также как Баккьякка, 1500-1557 гг.
Колонна были связаны с д'Авалос. Чтобы укрепить взаимопонимание между семьями, в 1495 году Фабрицио Колонна и Альфонсо II д'Авалос согласились в будущем поженить своих детей, Витторию и Франческо Фернандо.
С тех пор Виттория жила и воспитывалась в семье будущего мужа. Вместе они играли и обучались грамоте под чутким руководством старших.
27 декабря 1509 года Виттория вышла замуж за Ферранте. Была очень пышная свадьба - она, одетая в великолепное белое парчовое платье с золотыми нитями и голубой атласный плащ; он, величественный и элегантный, дарит ей бриллиантовый крест и двенадцать золотых браслетов.
Девочка обожала своего мужа, но он, любимый солдатами и желанный женщинами, питая к ней восхищение и привязанность, не щадил ее своими предательствами и унижениями с первых месяцев брака.
Она, хотя и с оскорбленной гордостью, прощала его всегда.
В пасхальный день 1512 года во время битвы при Равенне Ферранте, оказался заключенным в тюрьму и депортирован во Францию, и Виттория посвящает ему бурные стихи и предзнаменования будущих несчастий (что и случится позже).
Ферранте вернулся, но он не дал тепла и любви своей преданной жене. Открытие ее бесплодия повергло ее в глубочайшее отчаяние и заставило вместе с мужем назначить их кузена Альфонсо д'Авалоса, маркиза дель Васто, их наследником.
Альфонсо д’Авалос д’Арагона, маркиз ди Пескара ...
Теперь о Микеланджело. И о том, как она вписался в эту историю.
Виттория не была такой уж раскрасавицей, хотя Микеланджело хвалил ее лестными словами - ваша красота не смертна, - она казалась слишком суровой в скромной женственности; у нее был «мужественный» темперамент, острый ум, умение быстро находить правильный выход в, казалось бы, неразрешимых ситуациях, неукротимая энергия и абсолютное отсутствие кокетства.
Возможно, по этой причине Ферранте предпочитая женщин с подчеркнутой чувственностью, пренебрегал ею и сбежал с брачного ложа, так быстро, как только смог, но зато Виттория любила его и была преданной ему всю жизнь.
Ее любви хватало на двоих.
В 1525 г Ферранте, который был полевым командиром, был серьезно ранен и захотел, чтобы она была рядом с ним. Виттория немедленно выехала, но по пути получила известие о смерти мужа.
Потрясение для нее было таким, что она потеряла сознание и упала с лошади.
Мучительная боль охватила ее душу, и ничто, даже Вера, которой она была проникнута, не утешало ее так, как размышление о самоубийстве.
Она заперлась в арагонском замке, и решила отказаться от общественной жизни, но папа Климент VII и его брат Асканио осознавали, насколько ее высокий интеллектуальный уровень был полезен для семьи Колонна. Они не позволили ей этого.
Вот тогда она и стала много писать.
И родились знаменитые «Рифмы», в которые вошли 117 сонетов на смерть ее мужа.
Виттория и Микеланджело у «Моисея», картина XIX века
Примерно в 1534 году она встречает того, кто окажет глубокое влияние на ее жизнь и душу: Микеланджело Буонарроти, которому она становится музой, другом и доверенным лицом.
Ему почти шестьдесят, и он устал, разочарован, беспокоен. Ей чуть больше сорока…
С искренней привязанностью и духовным сочувствием она становится для него маяком света, безопасной гаванью, фиксированной точкой в его существовании.
Неугомонный дух великого Художника нашел в безмятежности ума маркизы Пескары способ успокоить суматоху и умиротворить демонов, шевелившихся в его сердце и разуме.
Распятие, рисунок подарен Микеланджело Виттории Колонне
Ей, Музе, Микеланджело посвятил напряженные стихи.
Колонна была увековечена во многих картинах, и многие искусствоведы признали ее сходство с Мадонной «Страшного суда» Микеланджело, и в женщине на картине «Брак в Кане Галилейской» Веронезе.
Величайшая поэтесса итальянского Возрождения умерла 25 февраля 1547 года под присмотром Микеланджело, который даже сразу после смерти не осмелился коснуться ее лица поцелуем и ограничился прикосновением губ к тыльной стороне холодеющей руки.
В отчаянии он написал «Оплакивание смерти Донны Виттории Колонны Маркизы Пескарской»: «Смерть забрала у меня великого друга».
по Даниэлу Mусини
Свежие комментарии