В рамках традиционной рубрики "омерзительное искусствоведение" рассмотрим некоторые истории в той самой Библии,
которую нашим школьникам предлагают изучать вместо Толстого и Достоевского.
Действительно, крайне увлекательное чтение для подростков,
намного интересней неба Аустерлица и Сонечки Мармеладовой.
(цитаты -- по новому переводу Библии 2011 года)
АМНОН И ФАМАРЬ
Царь Давид, до того как получил эту престижную должность, был профессиональным музыкантом -- арфистом, это как рок-музыкант теперь. И, как это часто бывает у рок-звезд (см. Мик Джаггер, Стивен Тайлер и многие другие, но увы, не Фредди), он имел множество детей от множества женщин, причем параллельно.
Жили эти дети все вместе все вместе -- как это тоже часто бывает у такой категории отцов, денег было некуда девать -- дворец с бассейном, пальмы, самолет, собственная марка одежды или духов у каждого, наркотики, глупость.
Э. Юсефсон. Молодой Давид играет на арфе перед предыдущим царем, Саулом. 1878.
Посмотрите, и красная банданка есть, и серьга в ухе. Время не властно над истинными ценностями! Прикид вечен!
Детей у него было, по меньшей мере, восемь человек, а вроде и больше.
Насильник:
Самого старшего сына звали Амнон, и он очень гордился тем, что самый старший, что наследник -- в общем, был самый наглый и отвязный.
Жертва:
От другой женщины -- Маахи, у Давида был сын Авессалом. Сестра Авессалома (то есть дочь той же женщины, Маахи) звалась Фамарь, по-нашему Тамара (в иудейских текстах на русском так и пишется, через "Т"). Она была очень красивая, и старший единокровный брат Амнон влюбился в нее, вернее -- жутко ее захотел.
Преступление:
Амнон решил заманить Тамар к себе. Но царский дворец -- это все-таки не студенческое общежитие, девушки там просто так не бродят, особенно девственницы, а Тамар была именно ею, поэтому Амнон вообще не знал, "как к ней подступиться". Так пишет библия -- видимо, живи она половой жизнью уже, он бы попробовал другой метод, соблазнения, взятки?
Амнон притворился больным. Когда отец, царь Давид, пришел навестить своего мальчика, он застал того в жару, бреду, поту, прыщах, падучей -- в общем, со всем арсеналом, который может обеспечить шутника магазинчик приколов для Хэллоуина.
М. ван Хеемскерк. Амнон притворяется больным. 16 век.
Обратите внимание на человека у окна: это врач, который на свет изучает сосуд с мочой больного. В Средневековье и Ренессанс это был самый распространенный и, как считалось, весьма точный метод анализа.
Давид спросил "больного":
-- Сынок, ты чего-нибудь хочешь? Может, мандаринчиков?
Тот ответил:
-- Очень хочу печенья горячего, которое моя сестра Тамар так хорошо печет. С молочком! Пожалуйста, пришли ее!
Кто бы тут заподозрил плохое? Только почитатели "Игры престолов". Вот и царь Давид не заподозрил, он же персонаж, а не телезритель. И послал дочь к брату.
Тамар пришла к Амнону с печеньем, никого в комнате не было, Амнон схватил ее и начал сначала уговаривать. Она отказывалась, говоря:
-- Нет, брат мой! Не твори насилия! Не поступают так в Израиле! Не делай этой мерзости! Как я смою этот позор?! И о тебе пойдет дурная слава в Израиле! Лучше попроси царя, он не откажет тебе, отдаст меня!
Неизвестный художник. Фамарь и Амнон. 17 век
Тут толкователи Библии, и еврейские, и христианские, запинаются -- почему это Тамар говорит Амнону "лучше попроси папу, он разрешит нам пожениться"?
Ведь Закон запрещал братьям и сестрам вступать в половую связь и жениться, по-любому.
На этом строят вавилонские башни теорий, мол, это значит, что она не была дочерью Давида на самом деле, а только дочерью Маахи от предыдущих отношений, т.е. Авессалом был ей единоутробным братом, а Амнон вообще никем -- единокровным братом едиоутробного брата. А "сестрой" он зовет ее так, мол, потому что ее так звал Авессалом и все привыкли. Или иностранная принцесса Мааха родила ее до принятия иудаизма, т.е. биологически Давид ей отец -- а юридически нет, и значит можно жениться. И так далее, и тому подобное.
И только один мудрый реббе (Йосиф Каспи; 1280-1340) сказал: "Таки прекратите париться, она попросту заговаривала ему зубы!".
Однако заговорить зубы бедняжке не удалось, отвертки у нее с собой не было, и Амнон изнасиловал Тамар.
Она сопротивлялась, но безуспешно.
Э. ле Сер. Изнасилование Фамари. Ок. 1640
Совершив с потерпевшей насильственный половой акт, Амнон незамедлительно испытал к ней глубокое посткоитальное омерзение.
"После этого Амнон возненавидел ее, и его ненависть к ней была сильней, чем прежняя любовь.
«Вставай, убирайся!» — сказал он.
«Нет, брат мой! — говорила она. — Если ты прогонишь меня, то совершишь дело много хуже того, что уже совершил».
Но он и слушать ее не хотел. Позвал слугу, который был при нем, и приказал: «Выведите эту вон отсюда! На улицу! И запри за ней дверь».
Слуга вывел ее наружу и запер за ней дверь".
Все мои читательницы наверняка сталкивались в своей жизни с подобными козлами, которые и без изнасилования ведут себя также: после первого секса перестают разговаривать, поворачиваются спиной, посреди ночи вызывают такси (и не платят за него) и выставляют за дверь, а потом никогда не звонят.
Горите в аду!
Амнон выгоняет Тамар. Миниатюра из Библии Мациевского, ок. 1250 г.
У мужчин, впрочем, есть свое толкование этого библейского отрывка.
Вот книга "Запретный Талмуд", Ядан Ярон. Не знаю, насколько она авторитетна (уточните в комментах, если знаете), но объяснение этого отвращения там такое, сугубо практическое.
Мудрецы возразили: еврейские женщины сбривали волосы на лобке; откуда, в таком случае, взялся волос, затянутый Тамар на члене Амнона? Им ответили: Тамар не была настоящей еврейкой, дочерью еврейских матери и отца. Евреем был только ее отец (царь Давид). Ее матерью была пленная нееврейка. Давид влюбился в нее во время войны и силой взял ее в наложницы. А нееврейки не имели обычая выбривать волосы на лобке". (Вавилонский Талмуд, трактат Сангедрин 21а)
А. Кабанель. Фамарь и Авессалом. 1875
Хотя первое, "женское" объяснение намного реалистичнее и понятней, второе -- талмудическое, все-таки греет душу. Приятно думать, что жертва смогла насильника кастрировать.
Пусть и лобковыми волосами.
(Способ, конечно, супер оригинальный. Так вот что стоит за всеобщей пропагандой эпиляции! Это лоббирование потенциальных насильников, которые хотят лишить женщин их оружия!)
Дж. Тиссо. Отчаяние Тамар. 19 век
Тамар в разодранной одежде и с испачканным лицом, в слезах, прибежала домой, к брату Авессалому.
Тот сказал:
-- Молчи, сестра, ведь он твой брат! Забудь об этом!
James C. Lewis. Серия ICONS OF THE BIBLE. Авессалом
(он был знаменит своими роскошными длинными волосами)
Возмездие:
Авессалом смертельно возненавидел своего единокровного старшего брата Амнона за этот поступок.
Он, видно, очень любил свою сестру -- даже свою дочь он потом назовет в ее честь.
Взять возмездие в свои руки он не имел права -- ждал, что скажет отец, что скажет царь.
Давид же очень разгневался на своего старшего, но НИЧЕГО делать не стал.
Ф. Лейтон. Давид. 1865
Это, наверняка, глубоко оскорбило всю его семью, кроме самого Амнона и его матушки.
Старший сын зазнался еще больше, не вылезал из казино, подсел на кокаин.
Тамар стала жить затворницей в доме Авессалома. О дальнейшей ее судьбе ничего не известно, очевидно, замуж она не вышла и зачахла в тоске.
Авессалом возненавидел Амнона и стал планировать месть.
Тут есть еще одна тонкость: Авессалом был следующим сыном в линии наследования (еще был 2-й, сын Авигеи, той самой, специалисту по инфаркту миокарда, см. предыд. выпуски; но он рано сгинул куда-то, м.б. умер к тому моменту). То есть, Амнон, вероятно, опасался младшего брата.
Прошло два года. Авессалом у себя на даче устраивал шашлыки, по случаю праздника божоле нуво, и пригласил всю свою родню. Давиду было лень ехать в Калужскую область за триста километров, и он отказался. Тогда Авессалом начал упрашивать:
-- Ну хоть старшенького пошли, Амнона, братца моего любимого! А то несолидно как-то, пусть он хоть главу семейства представляет.
Давид пожал плечами и послал Амнона к Авессалому.
Вообще, вы заметили, у него с этими посланиями как-то криво все время выходило -- до этого, вон Тамар на голубом глазу послал печеньки отнести...
Амнон и другие сыновья Давида приехали в гости к Авессалому. Они пили, ели, закусывали, а потом из-за кустов выскочили слуги Авессалома и зарезали насильника.
Я. Х. Микер. Авессалом убивает брата Амнона. Ок. 1640.
Надеюсь, Тамар была на том пикнике в числе vip-гостей в vip-ложе.
Что же сделал царь Давид, когда узнал, что его наследник убит братом?
Дж. Тиссо. Царь Давид оплакивает сына Амнона.
Царь Давид не сделал НИЧЕГО. Тряпка.
С другой стороны, сыновей у него запас большой, а так -- естественный отбор в действии... (Кстати, сработало, следующим царем в итоге стал один из самых младшеньких, мудрый и терпеливый Соломон).
Авессалому пришлось всего лишь немного пожить заграницей, но через несколько лет он вернулся и был прощен. А потом попытался свергнуть собственного отца (решив, что тот настоящий слабак) и был убит.
Мораль: начиная с определенного возраста надо не мыть разнополых сиблингов в одной ванной, и у девочек должна быть собственная комната, отдельная от мальчиков. Ну возьмите ипотеку, в конце концов!
Б. Манфреди (последователь). Смерть Амнона. 17 век
СИХЕМ И ДИНА
Жертва:
Дина была единственной дочерью Иакова (родоночальника 12 колен израилевых). То есть у нее было 12 братьев. Девочки в таких семьях вырастают обычно куколками, привыкшими к поклонению, с полным ощущением безопасности.
Ф. Мэдокс Браун. Иаков с сыновьями (Туника Иосифа). 1871
Насильник: Сихем был царевичем, сыном царя города Сихема, получившим имя в честь собственного города. В общем, сынок губернатора (образование в Англии, езда без прав, вице-президент крупного банка). Сейчас это город Наблус в Палестинской автономии.
Преступление: однажды Дина, совсем молоденькая, глупенькая, надела мини-юбку и каблуки, накрасилась украденной из маминой сумки губной помадой и отправилась в гости к соседкам в соседний район, таким же нимфеткам из вконтактике, которые сами и не понимают, какая жесть кругом в мире.
Сихем ехал в своем гелендвагене по улице, где она шла, притормозил, опустил стекло, перекинулся парой слов, а потом затащил в машину и изнасиловал.
Дж. Тиссо. Похищение Дины
Он увез ее в свою квартиру (папа купил ему отдельную, с дизайнерской перепланировкой), отобрал мобильник и стал с ней там жить, домой не отпускал.
Очень она Сихему через какое-то время понравилась, и -- время-то патриархальное, как бы я пафос не старалась снижать своими тупыми шуточками -- решил на ней жениться официально, для чего отправился к ее семье в компании своего отца.
Дж. Буджарджини. Похищение Дины. 16 век.
Возмездие:
Поступок этот, конечно, мудрым назвать нельзя. К этому моменту Иаков и его сыновья уже были в курсе, что случилось с их крошкой, и кипели от ярости.
А Сихем говорил:
-- Сделайте милость, я дам вам все, что скажете! Назначьте самый большой выкуп и самые богатые дары — я дам вам все, что скажете, только отдайте эту девушку мне в жены.
Абель Панн. Похищение Дины. 1-я пол. 20 века.
На что братья Дины не стали отвечать "убери свои грязные баксы", и даже не достали короткоствол и не пристрелили молодчика на месте. Нет, они поступили хитрее, и поставили такое условие:
-- Мы не можем этого сделать, — сказали они. — Отдать сестру необрезанному мужчине будет для нас позором. На одном лишь условии мы согласимся: если вы станете как мы и все мужчины у вас будут обрезаны. Тогда мы будем отдавать вам в жены своих дочерей и брать ваших дочерей себе в жены, тогда мы поселимся с вами и станем с вами одним народом. А если вы не послушаетесь нас и не сделаете себе обрезание, то мы забираем нашу сестру и уходим
Сихем уговорил отца согласиться на это условие. Они вернулись в свой город и приказали всем мужчинам в нем обрезать крайнюю плоть.
Ничего себе восточная деспотия, вообще-то! Горожане-то небось свободные люди были, не рабы, но все равно, бесприкословно послушались.
Я. Мюллер. Обрезание жителей Сехема. 16 век
А в деле этом есть одна тонкость: сыновья Иакова о ней сызмальства в курсе, а вот иностранцы не знали. Это вам не ногти обрезать -- мужскому организму от этой операции худо.
В общем, на третий день, пока все горожане-мужчины лежали после операции больные, сыновья Иакова с братками и рабами напали на этот город.
Они вломились к Сихему, убили его, убили его отца, вытащили из квартиры Дину (позволив ей забрать все шмотки из бутиков, которые Сехем за это время ей накупил, и той-терьера). Вырезали всех мужчин в городе, забрали всех женщин и детей в рабство, и фурами вывезли все ценное имущество.
Барбара Гриффит. История Дины (совр. художница)
Отец Иаков, которого не спросили, очень рассердился на сыновей за этот разбой, позже семье пришлось переехать из района -- им колеса машин начали прокалывать.
У Дины дела вроде были получше, чем у Тамар -- вроде ее потом выдали замуж.
Мораль: прежде чем соглашаться на малознакомую хирургическую операцию, воспользуйтесь яндексом и внимательно прочитайте о побочных эффектах.
UPD: важное уточнение -- иудейские комментаторы подсчитали, что Дине тогда было 8 лет всего. А двум ее братьям-мстителям Симеону и Левиту -- 13 и 14, то есть без этой военной хитрости они бы не справились, конечно.
Абель Панн. Дина и ее братья. 1-я пол. 20 века
АНГЕЛЫ И СОДОМИТЫ (жители г. Содом)
Ой, а давайте еще о гомосексуальных изнасилованиях поговорим?
Жертва: два существа нечеловеческой природы, замаскированные под обычных людей (ангелы) -- посланники Б-га, которые пришли в хананейский город Содом и остановились в доме жившего там еврея Лота.
Давайте обратимся к нежно любимой мной за завиральность теории палеоконтакта Эриха фон Деникена. В его изложении, в тот период человеческой истории над нами активно ставили прогрессорские эксперименты некие пришельцы, поэтому в мифах так много летающих объектов (космические челноки) и поражением огнем с небес (бластеры). По этой теории, эти два ангела -- мол, два космолетчика, а может, просто инженера-генетика, которые совершили аварийную посадку и вынуждены были добираться пешком до места, где их должны подобрать. Остановились они в доме Лота -- проверенный контакт, с его дядей Авраамом давно уже налажена связь, "ангелы" к нему, как к себе домой шляются, от бесплодия его старую жену вылечили (ЭКО), а потом окончательно психологически подчинили, приказав принести родного сына-подростка в жертву (потом спасли явлением ангела с небес).
Рембрандт. Явление ангелов Аврааму.
В общем, этот Лот, вероятно, тоже был в кадровом резерве, и знал, что это не простые люди мимо проходили: увидев их, он низко поклонился, сказал, что омоет им ноги, и вообще всячески выразил свою почтительнось.
Насильники: все свободные жители Содома, которым нечего было делать тем вечером.
Преступление: эти два ангела, "мужчины" нечеловеческой красоты, пришли в дом Лота в Содоме и принялись ужинать. Появление таких фотомоделей в провинциальном городе, где заняться совершенно нечем, кроме картишек, водки и онанизма, произвело фурор на прохожих. Слухи быстро распространились, и дом Лота окружила толпа вонючих гомосексуальных мужиков.
-- Где те, кто пришли к тебе ночевать, -- кричали они. -- Давай их нам сюда, мы будем их насиловать!
Лот и люди Содома
Лот вышел к соседям и попытался уговорить их уйти подобру-поздорову. Они не уходили, начали кидаться в него шкурками от бананов и пивными бутылками.
Потом Лот заявил нечто, что свидетельствует о том, что он, также как и Авраам, находился под глубоким психологическим воздействием от величия этих ангелов -- полная утрата родительской ответственности, любви (как и Авраама с его жертвоприношением Исаака). Лот сказал:
-- Товарищи-соседи! Вот у меня две молоденькие дочери, еще девственницы. Давайте я вам их сюда выведу, вы их понасилуйте немного. Только гостей моих не трогайте, пожалуйста!
Ф. Фурини. Лот и дочери, 17 век
О глубоком гомосексуальном лобби города Содом говорит тот факт, что толпа отказалась от барышень и продолжила настаивать на выдачу мужчин-гостей.
Они стали напирать, собирались вышибить дверь, но ангелы успели втащить Лота в дом, дверь заперли, а толпу поразили слепотой (как в "Люди в черном", помните, там такая штучка со вспышкой была). А еще они очень разозлились, эти ангелы, за свою чуть было не утраченную мужскую честь.
Возмездие: больше ничего ангелы в тот момент поделать не могли, никак не защититься -- видимо, другого оружия у них не было собой. Но они приказали Лоту с семьей немедленно эвакуироваться из Содома, отойти как можно дальше.
Я. Йорданс (копия Рубенса). Лот с семьей бежит из Содома. 1610-е
Связались с кораблем по интеркому, и едва Лот успел отойти на безопасное расстояние, оттуда поразили город ядерной боеголовкой: "И обрушил Господь на Содом и Гоморру, словно дождь, серу горящую -- с небес, от Господа -- и уничтожил оба города, и всю Долину, и всех жителей, и все, что росло на земле (...) земля, как гончарная печь, дымом окутана". Жена Лота, та самая, которая обернулась и превратилась в соляной столп, на самом деле увидела ядерный гриб и пострадала от радиоционного ожога.
Теперь на месте воронки -- Мертвое море, которое поэтому, мол и мертвое.
Мораль: всегда надо знать, на какую именно глупость способны твои соседи.
Дж. Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры, 1852
НАЛОЖНИЦА ЛЕВИТА И ЖИТЕЛИ ГИВЫ
А вот похожий сюжет, только у сценаристов явно меньше денег было на спецэффекты с огнем, решили взять психологизмом.
Жертва: безымянная наложница безымянного же левита (священника из колена Левия) из города Ефраим. Вместе с как бы мужем (да, и в те времена с походом в ЗАГС были проблемы) она путешествовала по стране. Дело в том, что четыре месяца назад она его все-таки бросила и уехала к маме, но он соскучился, поехал за ней и уговорил вернуться. Теперь они ехали в его дом обратно.
Насильники: жители города Гива, евреи из колена Венеаминова
Г. ван дер Экхоут. Левит с наложницей получают приглашение от соотечественника заночевать в его доме. 1658.
Преступление: священник вместе с подругой остановились на ночь в этом городе в доме своего соотечественника. Как вы видите, ездить по гостям в те времена -- дело опасное: вечером дом окружила гопота, начали ломиться в дверь, требовать от хозяина вывести гостя, чтобы они надругались над ним. Вряд ли этот священник обладал ангельской красотой героев предыдущего эпизода, значит, просто людям было скучно и хотелось новенького мужика.
Хозяин вышел к ним и принялся уговаривать:
-- Братья, не надо, не совершайте преступления! Ведь он мой гость, не делайте с ним этой мерзости!
Затем он, следуя примеру Лота, добавил отцелюбиво так:
-- Лучше я вам отдам и мою дочь-девственницу, и его наложницу. Насилуйте их, делайте с ними, что хотите.
"Лучше" он отдаст, блин!
В общем, женщины, ощутили истинную цену собственной жизни в патриархальном мире, да?
Ф. Айес. Левит из Ефраима.
Следует отметить, что жители Гивы, в отличие от содомитов, принципиальность не проявили, оказавшись вполне себе бисексуалами.
Но не успели они посовещаться и ответить на предложение хозяина дома, как тот священник (в панике за свою анальную девственность) схватил свою наложницу и вытолкнул ее на улицу.
Местные насиловали женщину всю ночь, до утра.
(Кстати, дочь хозяина дома они не потребовали -- не хотелось окончательно с ним испортить отношения, он ведь еще на шлагбаум для парковки во дворе не скинулся).
Наложницу, которую насиловали всю ночь, под утро отпустили. Обессиленная, она как-то доползла до дома, где ночевал гм, любимый, и умерла.
Утречком он вышел, выпил кофе "и открыл дверь, чтобы идти дальше своей дорогой" (вот свинья, а?), а там труп лежит, прямо у двери, держась руками за порог.
В. Бартиус. Смерть наложницы левита. 1628
Возмездие: Тогда этот глубоко несимпатичный мне священник взял тело женщины, разрубил его на 12 частей (вот некрофил!) и разослал их по всей стране, всем коленам израилевым.
И воззвал к морали, совести и чести народа. Он же был священник!
Все колена израилевы собрались, собрали армию, пришли в эту Гиву, вырезали там всех мужчин, изнасиловали женщин и т.п....
Мораль: уходя от мужика к маме -- делай это безвозвратно! Если есть ощущение, что он подведет -- скорее всего, так и есть.
Ж. Эннер. Левит из Эфраима над телом мертвой наложницы. Ок. 1898.
Вот такое познавательное чтение, это ваша Библия.
+18 явно есть
***
Предыдущие выпуски читайте по тэгу "омерзительное искусствоведение".
Группа вконтакте
О чем еще из мира прекрасного вам бы хотелось услышать из моих нежных, медоточивых, человеколюбивых уст?
Свежие комментарии