На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Тарасов Сергей
    Кстати, а знаешь ведь Жихарку? Если да, то какой будет твоя реакция, когда узнаешь, что в оригинале сказки она была м...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Например: "Слышит старик: едет на ступе Баба Яга. Подъехала и стала ругаться, что он камней на дорогу навалил и спраш...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Ну надеюсь про то, почему американцы рискют пест/толкач Бабе Яге, вы поняли. Пест-также как и его спутница ступа, сам...Не узнать злобную...

Пастельное безумие: история техники, которая одновременно и живопись, и рисунок

«У каждого в руке карандаш», — писал французский теоретик искусства  де Сен-Йенн в 1746, рассматривая картины в Луврском салоне — выставке, проводившейся дважды в год и представлявшей вершину парижского вкуса.

«Как и все модное, публика приняла это с неистовством».

 

Девушка с котенком 1743 Жан-Батист Перронно (1715–1783) Национальная галерея, Лондон
Девушка с котенком 1743 Жан-Батист Перронно (1715–1783) Национальная галерея, Лондон

«Картина мелками» — или пастель, как мы называем ее сегодня — действительно охватила Европу 18 века.

Новая технология хорошо соответствовала художественным интересам того периода. Она также привлекала художников, любивших экспериментировать.

Пастель также пользовалась популярностью у натурщиков, поскольку картины можно было делать быстро.

В результате пастель хорошо подходила для портретной живописи, которая становилась все более популярной.

На самом деле именно женщине-портретистке обычно приписывают популяризацию пастели. 

Рода Эстли, урожденная Делаваль, ок. 1750 г. Артур Понд (1701–1758) Национальная портретная галерея, Лондон
Рода Эстли, урожденная Делаваль, ок. 1750 г. Артур Понд (1701–1758) Национальная портретная галерея, Лондон

Родившаяся в Венеции в семье среднего класса, Розальба Каррьера начала использовать пастель около 1708.

К моменту своей смерти она была не только одной из самых успешных женщин-художниц, когда-либо живших, но и одной из самых коммерчески успешных художниц XVIII в независимо от пола.

Венеция была популярным местом для туристов, особенно молодых британских аристократов во время их «Большого тура» по Европе. Работа в пастели позволила Каррьере максимально увеличить свой потенциальный доход, быстро создавая портреты для клиентов, которые не хотели долго сидеть. 

Густав Гамильтон (1710–1746), 2-й виконт Бойн 1730–1731Розальба Джованна Каррьера (1673–1757)Институт изящных искусств Барбера
Густав Гамильтон (1710–1746), 2-й виконт Бойн 1730–1731Розальба Джованна Каррьера (1673–1757)Институт изящных искусств Барбера

В 1730 году Каррера изобразила Густава Гамильтона, 2-го виконта Бойна, в черном плаще, треуголке и белой маске, которые ассоциируются с костюмом «буата», его носят на венецианском карнавале.

Щедрое использование растушевки — небольшого рулона бумаги, используемого для сглаживания поверхности пастели — придает картине характерную дымку мягкого фокуса.

Для виконта портрет был сувениром о карнавале и Каррьере, чьи пастели были известны скорее аурой отчетливо итальянского гламура. 

Генри Докинз ок. 1751 гМорис Кантен де Латур (1704–1788)Национальная галерея, Лондон
Генри Докинз ок. 1751 гМорис Кантен де Латур (1704–1788)Национальная галерея, Лондон

А потом появился Морис Квентин де ла Тур, который стал доминировать в Салоне, регулярно выставляясь с 1737 до своей отставки в 1780-х.

Латур работал исключительно пастелью и исключительно над портретами, а его изображения французской аристократии и интеллектуальной элиты (а также многих представителей среднего класса) характеризовались непосредственностью и естественностью, что было почти совершенно новым в искусстве того периода.

Популярность пастели укрепил Лиотар. 

После ванны – Женщина вытирается, около 1895 г. Эдгар Дега (1834–1917) Курто, Лондон (Траст Сэмюэля Курто)
После ванны – Женщина вытирается, около 1895 г. Эдгар Дега (1834–1917) Курто, Лондон (Траст Сэмюэля Курто)

Во Франции пастель пережила резкий спад в начале 19 века, все больше считаясь несерьезной формой искусства.

Только в 1860-х годах французские художники действительно вернулись к этому средству, и многие из этого поколения тщательно изучили искусство и техники восемнадцатого века. Главным среди них был Эдгар Дега, который создал более 500 пастелей между 1880 годом и своей смертью в 1917 году.

Картина «После купания» , типичная для его поздних серий, изображающих купающихся или вытирающихся женщин, состоит из отдельных слоев цвета, которые не смешиваются, что придает его работам ритмичность и необычайное хроматическое богатство. 

Рэйчел Джонс (р.1991) Коллекция Художественного совета, Southbank Centre
Рэйчел Джонс (р.1991) Коллекция Художественного совета, Southbank Centre

Любовь к пастели есть и сегодня — такие художники, как Рэйчел Джонс, Клодетт Джонсон и Паула Рего, использовали пастель в своих современных работах.

Ссылка на первоисточник
наверх