
«У каждого в руке карандаш», — писал французский теоретик искусства де Сен-Йенн в 1746, рассматривая картины в Луврском салоне — выставке, проводившейся дважды в год и представлявшей вершину парижского вкуса.
«Как и все модное, публика приняла это с неистовством».

«Картина мелками» — или пастель, как мы называем ее сегодня — действительно охватила Европу 18 века.
Новая технология хорошо соответствовала художественным интересам того периода. Она также привлекала художников, любивших экспериментировать.
Пастель также пользовалась популярностью у натурщиков, поскольку картины можно было делать быстро.
В результате пастель хорошо подходила для портретной живописи, которая становилась все более популярной.
На самом деле именно женщине-портретистке обычно приписывают популяризацию пастели.

Родившаяся в Венеции в семье среднего класса, Розальба Каррьера начала использовать пастель около 1708.
К моменту своей смерти она была не только одной из самых успешных женщин-художниц, когда-либо живших, но и одной из самых коммерчески успешных художниц XVIII в независимо от пола.
Венеция была популярным местом для туристов, особенно молодых британских аристократов во время их «Большого тура» по Европе. Работа в пастели позволила Каррьере максимально увеличить свой потенциальный доход, быстро создавая портреты для клиентов, которые не хотели долго сидеть.

В 1730 году Каррера изобразила Густава Гамильтона, 2-го виконта Бойна, в черном плаще, треуголке и белой маске, которые ассоциируются с костюмом «буата», его носят на венецианском карнавале.
Щедрое использование растушевки — небольшого рулона бумаги, используемого для сглаживания поверхности пастели — придает картине характерную дымку мягкого фокуса.
Для виконта портрет был сувениром о карнавале и Каррьере, чьи пастели были известны скорее аурой отчетливо итальянского гламура.

А потом появился Морис Квентин де ла Тур, который стал доминировать в Салоне, регулярно выставляясь с 1737 до своей отставки в 1780-х.
Латур работал исключительно пастелью и исключительно над портретами, а его изображения французской аристократии и интеллектуальной элиты (а также многих представителей среднего класса) характеризовались непосредственностью и естественностью, что было почти совершенно новым в искусстве того периода.
Популярность пастели укрепил Лиотар.

Во Франции пастель пережила резкий спад в начале 19 века, все больше считаясь несерьезной формой искусства.
Только в 1860-х годах французские художники действительно вернулись к этому средству, и многие из этого поколения тщательно изучили искусство и техники восемнадцатого века. Главным среди них был Эдгар Дега, который создал более 500 пастелей между 1880 годом и своей смертью в 1917 году.
Картина «После купания» , типичная для его поздних серий, изображающих купающихся или вытирающихся женщин, состоит из отдельных слоев цвета, которые не смешиваются, что придает его работам ритмичность и необычайное хроматическое богатство.

Любовь к пастели есть и сегодня — такие художники, как Рэйчел Джонс, Клодетт Джонсон и Паула Рего, использовали пастель в своих современных работах.
Свежие комментарии