Вопрос о происхождении кайдзю делится на две части. Сперва нужно рассказать о том, откуда взялся сам жанр кайдзю эйга в японском кинематографе, а уже потом — как объясняется возникновение этих огромных монстров внутри самих миров, которые показывают зрителям в фильмах этого жанра.
Слово «кайдзю» буквально переводится как «странный зверь». Так в японском кинематографе называют вообще всех нечеловеческих существ. Жанр фильмов о гигантских монстрах, разрушающих города, имеет собственное наименование — дайкайдзю. Причём первыми такие кинокартины стали снимать не японцы, а американцы. Знаменитый фильм «Годзилла», который и стал образцом жанра, режиссёр Исиро Хонда снял, вдохновившись первым «Кинг-конгом» 1933 года.
Сразу после этого множество японских киностудий начали снимать фильмы о монстрах самого странного и причудливого облика. Вот всего несколько образцов их творений:
Кинг Сизар из фильма «Годзилла против Мехагодзиллы», 1974 г.
Механи-Конг в фильме «Побег Кинг-Конга», 1967 г.
Мегалон, герой кинокартины «Годзилла против Мегалона», 1973 г.
Ханглар, персонаж телесериала «Ультрамен», 1966 г.
А это существо опознать не удалось…
За пределами Японии все эти фильмы оставались неизвестными. Вскоре и японским зрителям это нашествие весьма неуклюже сделанных чудовищ надоело, интерес к жанру дайкайдзю возродился только после «Легенды о динозавре» 1977 года.
На сегодняшний день наиболее известными являются кайдзю из фильма «Тихоокеанский рубеж», который Гильермо дель Торо снял в 2013 году. Слоганом этой кинокартины стала фраза: «Чтобы сражаться с монстрами, мы создали монстров». Сюжет можно назвать смесью двух жанров: о гигантских монстрах и об огромных человекоподобных роботах, управляемых людьми. Это не слишком оригинальная идея, во франшизе «Годзилла» неоднократно создавали управляемых людьми монстров, которые с разной степенью успешности давали отпор вышедшей из моря гигантской двуногой ящерице.
Можно вспомнить и аниме «Neon Genesis Evangelion» 1995 года, уже тогда подобный сюжетный ход был популярным штампом. Произведения, в которых повествуется о самоотверженных битвах супергероев против самых различных монстров, включая, разумеется, и кайдзю, японцы называют токусацу. Но в картине Гильермо дел Торо эпическая борьба человечества против угрозы кайдзю, уничтожающих людские города, была показана с таким огромным размахом и спецэффектами, что успех фильма был предопределён.
В фильмах кайдзю бывают очень разными. Встречаются заведомо злые существа, которые заняты исключительно разрушением городов и уничтожением мирного населения. Есть кайдзю дружелюбные, которые защищают людей и помогают им. Есть нейтральные, которые сами по себе предпочитали бы вообще не вмешиваться в человеческую жизнь, но по какой-то причине (например, если их контролирует какой-нибудь злодей) вынуждены это делать. И наконец, бывает промежуточный вариант — кайдзю дикий, но симпатичный. Таким был, к примеру, Кинг-Конг.
Итак, откуда берутся кайдзю? Некоторые из них имеют естественное происхождение, будучи последними выжившими древними существами или же пришельцами с других планет, параллельных миров и т.д. Другие возникли в результате мутаций после проведения испытания ядерного оружия или попадания в океан радиоактивных отходов. Наконец, третья разновидность — кайдзю, созданные безумными учёными или суперзлодеями. Или некими захватчиками, которые хотят с их помощью поработить человечество. Но бывают и кайдзю, порождённые магией (обычно это драконы и прочие мифические существа), или некоей «силой природы». В последнем случае кайдзю служат благим целям, борясь со зловредными монстрами или той деятельностью людей, которая вредит живой природе.
Свежие комментарии