Задолго до того, как они вошли в игровые площадки 20-го века, качели были ритуальным инструментом исцеления, наказания и трансформации.
Качели использовались для прославления легендарных существ, отражения зла, облегчения суицидальных импульсов, лечения психических заболеваний.
Эта история не только про вещь, сделанную человеком. Еще она о перемещении вперед и назад во времени и пространстве.
Качели появляются в самых неожиданных местах. На древнегреческих фестивалях и наскальных рисунках, сделанных в Индии в 5 веке. В китайских ручных свитках примерно 11 и 12 веков.
Вот вам любопытнейшая история, неразрывно связанная с царством мифа. Традиционные мифические рассказы нередко составляют основу религиозных церемоний, придающих смысл повседневной жизни человека. А уж у древних греков - особенно.
Было в классической Греции слово айора. Относилось как к качелям, так и к петле на виселице.
Этот общий смысл проявляется в истории Эригоны в Библиотеке, великом сборнике мифов, написанном Псевдо-Аполлодором между 1-м и 2-м веками нашей эры.
Бог Дионис научил отца своей возлюбленной Эригоны Икария искусству виноделия и подарил много готового вина.
А тот поделился вином со своими пастухами.
Пастухи так много выпили, что подумали, что их отравили, и убили Икария. Когда поняли, что они натворили, попытались спрятать его тело, закопав его у подножия дерева,
Юная Эригона не найдя отца в привычных местах, взяла собаку Марию и они нашли труп.
Как гласит легенда, «она оплакала своего отца и повесилась», спрыгнув с того же дерева, где был похоронен Икарий.
Такой ее увидел Дионис. Она качалась на ветру.
Взбешенный Дионис наслал на Афины страшную эпидемию безумия: афинские девушки не могли устоять перед желанием убить себя.
Многие девушки повесились на деревьях, как Эригона. Люди были в горе и ужасе! И старейшины обратились к оракулу Дельф.
Вот тогда возникли качели.
Они появились как магический предмет, машина для снятия проклятия.
Эригона. Жан Антуане Валлен (француз, 1760-1831)
Это Гай Юлий Гигин, писатель 1 века, рассказал.
Вот такая теория (мифологического) происхождения качелей: устройство против смерти, которое стало способным отразить злые чары, тем самым не давая склонным к суициду молодым афинским девушкам повеситься.
Эригона Шарля Ван Лоо, ок. 1747 г
С тех пор на празднике в честь сбора винограда афинские девушки качались и пели грустную песню.
А первый виноград подносили Иригоне и ее отцу.
По воле богов отец и дочь превратились в созвездия. Эригона стала созвездием Девы, Икарий стал Арктуром, а собака Мария, которая помогла найти тело стала созвездием Кинос.
Вы поняли значение этих фигур - Икария и Иригоны?
Они не просто мифологические отец и дочь, они были по существу включены в жизнь людей древности.
И также оказались включенными качели. Как мистический предмет, спасающий от смерти.
Они совсем не были детской игрой или простой забавой.
Качели (1779) Франсиско Гойи. Музей Прадо, Мадрид
Если углубляться, то поста не хватит - история качелей, забытая глава в истории человечества, пронизана как мифологиями, так и ритуалами.
В ней есть общие черты для всех народов: пьянство, любовь, убийство, самоубийство или честолюбие вращаются вокруг неизбежного импульса, как у Эригоны, которая повесилась после того, как нашла труп своего отца.
Джон Рейнхард Вегелин. Качели. 1893
Итак, почему мы качаемся?
Инструмент, который населяет наши городские игровые площадки, возможно, проделал долгий и извилистый путь к нам, но его происхождение ускользает от нас - оно не зафиксировано ни в одной записи.
Качели расположены в туманности легендарного времени, задолго до того, как возникло желание вписать события в хронологию.
Но пройдя все этапы развития и побывав магическими, волшебными предметами, инструментами терапевтического излечения (кстати, эта древняя практика мало чем отличается от современной «воздушной йоги»), качели есть и это прекрасно!
Сегодня они просто радостный отдых.
Качели на шине Лиз Лесперанс (Liz Lesperance)Первая картинка:
Пара на качелях. Классическая культура Веракрус, Ремохадас. (доиспанские глиняные фигурки, 250-900 гг. н.э.)
Еще пост о качелях:
Эротический символизм в «Качелях», декадентском шедевре Фрагонара
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art
Свежие комментарии