Давайте же наметим контуры второй глобальной темы в изобразительном искусстве: как, при взгляде на картину, отличить голого Аполлона от голого Марса? Или голого полотера Академии Художеств, подрабатывающего натурщиком, от великого полководца, позирующего для необычного парадного портрета?
Тем, кто пропустил 2 предыдущих выпуска (про женщин), советую пробежаться, они лежат по тэгу.
Обнаженных мужчин в изобразительном искусстве очень много, невозможно даже сказать, кого больше -- их, или женщин. Но причины возникновения разные: обнаженных женщин писали, потому что их банально приятно рисовать и легко продавать (покупатели-мужчины любят на них смотреть). Обнаженных мужчин в искусстве много по другой причине. Конечно, геев среди художников, получавших удовольствие от выписывания мужских ню, было некоторое количество; и среди покупателей тоже -- но процент их мал, ненастолько велик, чтоб влиять на пропорцию.
Какова же причина такого массива?
Культурная детерминированность! Привычка, шаблон мышления. Как постановили древние греки, что идеальное мужское тело -- это самое лучшее, что есть в искусстве, так и повелось. Все веками смотрели им в рот, и художник не считался мастером, если не мог выписать этого самого идеального атлета.
Теперь этот академический шаблон выдохся. Вы можете сами проверить: хотите знать, какое обнаженное тело рисуют люди сейчас, спросите яндекс-картинки. Вам покажет, что рисуют любители (профессионалы не рисуют, они перформансы делают). Поляна ню захвачена изображениями женщин (что нормально). Равновесие худо-бедно вытягивает только то, что теперь стало очень много рисующих женщин (рисующих то, что отрадно их глазу).
Это было лирическое предисловие, теперь же перейдем к практикуму. Как отличать одних голых мужчин в искусстве от других? В случае с женщинами мы облегчили себе понимание тем, что научились опознавать "Венер" -- и так отпала половина. C мужчинами мы начнем с вычитания "Аполлонов". Они, правда, занимают не 50%, а 10-15%, но и то хлеб.
Джованни Ланфранко. "Совет богов": изображены 12 олимпицев, Аполлон -- это тот голый мужик, который сидит на правом облаке с задранной ногой.
Учим слэнг искусствоведов: опознание людишек на картинах производится обычно "по атрибутам" (антуражу, различным вещами, которые они с собой таскают, или деталям имиджа). Пробежимся же по атрибутам Аполлона.
№1: Лук и стрелы
- Если у мужчины на картинке есть лук и стрелы, но он одет -- скорей всего, это Робин Гуд.
- Если у мужчины на картинке есть лук и стрелы, но он голый -- то, скорей всего, это Аполлон.
(Исключение -- Купидон, но его рисуют мелким пацаном, и вдобавок крылатым, так что перепутать трудно).
Robert Hope. Robin Hood, 19th c.
Marcantonio Franceschini. Аполлон, убивающий Пифона, 1690-е
Откуда у Аполлона лук? По должности. Он бог солнца, солнечного света. Стрелы разят, как лучи. Также стрелы Аполлона приносят всякие чумовые поветрия (нет, за коронавирус он не в ответе, он уже на пенсии). В битвах Аполлон воюет именно стрелами, как в "Голодных играх". Специализация. У Посейдона, например, трезубец, а у Зевса -- зазубренные молнии.
№2. Лавровый венок
- Если у мужчины на картине лавровый венок, и он одет -- скорей всего, это какой-нибудь знаменитый поэт (или монарх).
- Если у мужчины на голове лавровый венок, а штанов нет -- скорей всего, это главный среди поэтов, бог Аполлон.
Неизв. худ. "Аллегорический портрет Данте", 1530-е
Розальба Каррьера. "Аполлон". 1640-е.
Монархи носят лавровые венки в картинах не потому что умеют сочинять ямбы или лимерики, а потому что в данном случае венок -- атрибут не поэзии, а победы. Портреты с венками заказывали себе Людовики, Наполеон, Екатерина Великая и проч. -- весьма популярный атрибут.
№3. Нимб
- Если у длинновоголоого кудрявого блондина идеальной красоты вокруг головы есть свечение, и он одет -- скорей всего, это Иисус Христос.
- Если у длинновоголоого кудрявого блондина идеальной красоты вокруг головы есть свечение, и он голый -- скорей всего, это Аполлон.
(И ничего противоречивого в этом нет -- общепризнанно, что иконография Иисуса Христа развивалась под влиянием античности, в особенности Аполлона, как бога света).Юлий Клевер. "Иисус, идущий по воде". 1880-е?
Корнелис де Вос. "Аполлон и Пифон". 1640-е
Подобное свечение также может присутствовать у Гелиоса, бога солнца, чьи функции Аполлон отберет.
№4. Лира (кифара)
- Если у человека на картине в руках устарелый музыкальный иструмент со струнами (лира), и он одет -- то, скорей всего, это опять поэт, или реальный музыкант, умеющий на этой штуке играть.
- Если у человека на картине в руках лира, и он голый -- то, скорей всего, это Аполлон.
(Исключение: иногда Аполлон играет на лире одетым, редкое исключение из его стиля. Но его обычно можно в этом случае отличить по кудрям и древнегречеcким хиппи-шмоткам. Может он играть и не на лире, а на скрипочке -- тогда смотрите на кудри и наготу).Adèle Romany. Fabry Garat playing lyre. 1808
Pietro Benvenuti - Apollo Winner of the Serpent Python, 1813
Осторожно -- на лире могут и играть и другие голые греки, тогда надо смотреть на антураж -- вокруг Аполлона должны быть музы, а не непонятные люди
***
Так что, как вы видите, нагота сама по себе тоже является "атрибутом".
А теперь упражнение.
Я помещу тут несколько изображений обнаженных мужчин. Постарайтесь угадать, где Аполлоны.
1) Легкое: Веласкес
Проверить себя
2) Рибера
Проверить себя и узнать еще одну подсказку
3) Герен
Проверить себя (и выучить еще одну подсказку)
4) Буше
Проверить себя
5) Донато Крети
Проверить себя
6) Батони
Проверить себя
7) Бойзо
Свежие комментарии