
Мы привыкли называть эту картину «Незнакомка».
На самом деле она называется «Неизвестная».
Иван Крамской написал ее в 1883, но потом, когда появилось знаменитое стихотворение Блока «Незнакомка» («И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне»), названия, как и ассоциации, перемешались.
И ее стали называть кокоткой, а сегодня, некоторые, проституткой. Ну, да, с тех времен. Ведь портрет вызвал еще тот скандал.
Один критик выразился:«кокетка в карете», другой писал о «вызывающе красивой женщине, всей в бархате и мехах, бросающей на вас насмешливо-чувственный взгляд из роскошной кареты — разве это не одно из детищ больших городов, которые выпускают на улицы женщин, одетых в наряды, купленные за цену их женского целомудрия».
Вот одно из описаний наряда:
Ее наряд — шляпа «Франциск», отделанная изящными легкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность.
Так шикарно приличные дамы тогда не одевались, дамы полусвета – да.

Это была тогда роскошь полусвета.
Но не только из-за нарядов шумели.
Внушал беспокойство господам и взгляд девушки – высокомерный, дерзкий, но … зовущий.

А вот этюд. Говорящий о том, что Крамской обдумывал собирательный образ.
Здесь дерзость и властность женщины, чувство опустошенности и пресыщенности, которые отсутствуют в окончательном варианте.
И все же, кто эта дама?
Вопрос остается открытым, а версий по-прежнему много ….
Свежие комментарии