На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Тарасов Сергей
    Кстати, а знаешь ведь Жихарку? Если да, то какой будет твоя реакция, когда узнаешь, что в оригинале сказки она была м...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Например: "Слышит старик: едет на ступе Баба Яга. Подъехала и стала ругаться, что он камней на дорогу навалил и спраш...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Ну надеюсь про то, почему американцы рискют пест/толкач Бабе Яге, вы поняли. Пест-также как и его спутница ступа, сам...Не узнать злобную...

Двуглавые орлы в Азии

Несмотря на то что теория тюркского привнесения символа двуглавого орла в Европу средних веков считается сейчас наиболее обоснованной, найти этих самых двуглавых орлов в Азии до сих пор весьма затруднительно. Тут конечно сказывается прежде всего недостаточная изученность азиатских пространств. Но некоторые объекты выделить можно, как ни странно, но общепринятое иранское влияние, связанное с этим символом, меньше всего обнаруживается в самом Иране, т.

е. находок двуглавых орлов там почти нет. Наиболее часто этот символ встречается кроме Ближнего Востока и Анатолии в северном Китае.
Поэтому начнем эту тему именно с двуглавых птиц обнаруженных на территории Китая.
В 20 веке в китайском Ордосе было найдено множество несторианских бронзовых знаков, прежде всего крестов, многие из которых имели облик двуглавых орлов.



Все эти знаки датируются временем монгольского завоевания Китая - династией Юань (1271—1368). Хотя, надо признать, что происхождение их весьма мутное, также как и датировка. Известный бельгийский монголовед и миссионер Антуан Мостер (Antoin Mostaert, 1881-1971) писал про эти кресты следующее:
«Монголы находят их постоянно в старых захоронениях или ещё где-нибудь; они ничего не знают об их истории, носят их на поясе, особенно женщины. Когда они уходят из дому на пастбище, они замазывают дверь глиной и припечатывают их этим крестом, как печатью».

Т.е. можно сделать вывод, что большая часть этих крестов, а их великое множество, была найдена местными жителями без каких-либо археологических раскопок.

Анализ внешнего вида этих несторианских орлов говорит о сильном иранском влиянии, все эти сдвоенные птички хорошо известны из орнаментов Передней и Средней Азии, т.е.они однозначно не китайские. Что, собственно, подтверждается исторически, ведь христианство в Китай принесли согдийцы и тюрки из Средней Азии. Возможно они же занесли сюда и символ двуглавой птицы. При этом, как мы помним, те же тюрки из Средней Азии принесли двуглавого орла на Ближний Восток и в Европу.

Фото увеличивается после клика на него.


Считается, что эти знаки служили личными печатями, на многих из них видны следы красной краски, именно такого цвета были печати в Китае при династии Юань. Значит, монгольские женщины в начале 20 века использовали их по прямому назначению.


Их носили на поясе, сзади печатей имеется специальное ушко, в которое продевался шнурок.


Так выглядели остальные несторианские кресты из Ордоса. Наличие свастик для них очень характерно. Кресты со свастиками имелись на многих предметах оставленных тюрками-сельджуками на Ближнем Востоке, я ранее приводил подобный пример рукоятки ножа из Израиля, также видимо подобные кресты присутствуют на гипсовых статуях сельджукских воинов, найденных на территории Ирана.


Следующим пунктом, где массово обнаруживаются изображения двуглавых орлов в Китае, являются пещеры Тысячи Будд в Кизиле (Кызыле). Расположены они рядом с древним городом Куча, что на северо-западе Китая. Эти буддийские пещеры считаются старейшими в Китае, выходцы из Кызыла возможно создали впоследствии пещеры Дуньхуана и прочие. Важно, что также как и Ордос, это все территории с согдийским и тюрксим населением. Именно на севере Китая появился воинственный род Ашина - главная тюркская династия, создавшая Первый тюркский каганат.

Пещеры Кызыл начали возводить в 300 г. н.э., двуглавые орлы там наверно появились в 5-6 вв. Двуглавые орлы из этих пещер тоже имеют иранскую стилистику и пребывают здесь в большом количестве, я на разных фото насчитал минимум 6 штук, причем разных модификаций. Почти везде в пещерах Кызыл двуглавые орлы украшают потолки.

Совершенно классический геральдический двуглавый орел из пещер Тысячи Будд в Кызыле, примерная дата 6-8 вв.


Общий вид орла и потолка пещеры номер 38.


Еще один двуглавый орел, он отличается от предыдущего. Это, в сущности, два орла, прислоненные друг к другу, фото не очень четкое, кажется, что и лап у них четыре, но хвост один. Такой тип орла с двумя туловищами встречается на сасанидской серебряной посуде, правда, только с двумя лапами.


Еще один тип двуглавой птицы с потолков пещер Кызыл. Это пикирующий двуглавый орел, и их тут на потолке в каждом углу явно четыре штуки, лучше всего сохранился верхний на фото. Интересен здесь и сам потолок, это имитация в камне деревянного псевдокупола с дымовым отверстием в центре, такие перекрытия были характерны для жилой архитектуры Средней Азии и Закавказья.


Существует ошибочное мнение, что двуглавые орлы в пещерах Кызыл могут быть связаны с буддийским и вообще индийским влиянием, якобы, это такая разновидность индуистской священной птицы Гаруды. Кого или что именно символизировали эти двухголовые птицы неизвестно, но можно сказать уверенно, что конкретно в Индии подобные изображения появляются достаточно поздно и также имеют на себе ощутимое иранское влияние. Поэтому, не имеет значения связаны они с буддизмом или нет, главное, что они связаны с иранским миром в широком смысле.

И важно трактовать иранский мир максимально широко, потому что, повторюсь, в самом Иране двуглавых орлов почти не найдено, лично мне известны только пара серебряных сасанидских тарелок с изображением орлов и одна печать, и все эти предметы имеют очень мутное происхождение, они поступили в музеи от разных коллекционеров. Плюс, куски "буидского шелка" о котором я писал ранее. И это все.

Сасанидское серебро. Здесь двуглавый орел почти идентичен одному из символов с потолка буддийских пещер Кызыл, где два орла прислонились друг к другу спинами, на блюде схожий сюжет. В сущности, этот орел самый главный из всех иранских, так как других банально больше нет, да и происхождение этого блюда неизвестно.


Схожий сюжет наблюдается в индийском храме Келади 16 века из Карнатаки. Это волшебная птица Гандаберунда, в индийском государстве Виджаянагар 14-17 вв. двуглавая птица стала важным символом, правда, к этому времени двуглавый орел широко использовался в гербах всего мира.


В регионе смежном с Индией интерес для нашей темы может представлять лишь изображение двуглавой птицы на ступе из Сиркапа 1 в. н.э. (сейчас это Пакистан) Правда, изображение это серьезно отличается от канонического двуглавого орла. На нижнем фото он слева и плохо сохранился. Справа тут фреска из храма Брахадисвара в городе Танджавур на юге Индии, индусы пытаются ее выдавать за 11 век, что крайне сомнительно, исходя из стилистики, это позднее изображение, возможно даже 19 века. Но птица тут похожа на существо со ступы в Сиркапе, это изображение, действительно, как-то укоренилось в Индии. Скорее всего, этому поспособствовала популярность двуглавого орла в Виджаянагаре, где он стал государственным символом в 15 веке.


Правители Виджаянагара даже чеканили золотые монеты с двумя модификациями двуглавых птиц. Например, вот эти царя Ачьютадеварайи (1529-1542 гг.) Но все они поздние и к вопросу появления символа в средневековье в сущности отношения не имеют.


Теперь мы приступаем к более интересным артефактам, которые были найдены в Прикамье и относятся к так называемому пермскому звериному стилю. В районе нынешней Перми было найдено огромное количество зооморфных изображений, существенная часть которых была представлена двуглавыми (и многоглавыми) птицами. Датируют их примерно 7-11 веками.


Пермский звериный стиль несомненно тоже испытал сильное влияние иранской культуры, подобные сцены вознесения героя на гигантской птице встречаются на тканях и серебряной посуде из Персии, в частности, изображения на буидском шелке, найденные возле сельджукской столицы городе Рей в Иране, почти полностью идентичны этим пермским бляшкам. Там также некий герой взлетает на груди двуглавой птицы.

О влиянии Ирана и Средней Азии в районе Перми говорит и огромное количество иранского серебра, как правило посуды, найденного в здешних лесах. Оно даже стало важной статьей дохода русских княжеств, предприимчивые московиты и новгородцы в 14-16 веках вывозили закамское серебро тоннами.
Попадали серебряные предметы из Центральной Азии на Урал во времена господства здесь тюркских каганатов в 7-9 вв. и возможно позднее, во времена Волжской Булгарии. Это были плоды торговой деятельности согдийских и тюркских купцов, они меняли среднеазиатское серебро на пушнину. Таким образом художественные представления Турана и Ирана передавались в северные таежные края.


Местные племена вносили и свою лепту, поэтому птицы в Перми попадаются не только с двумя головами, но и с тремя, и вообще всякие разные.
Трехголовая птица-первопредок людей-лосей.


Двуглавые орлы присутствовали на монетах монгольских правителей как в Золотой Орде, так и в улусе Хулагу в Иране.
Монета ильхана Абу Саид Бахадур-хана (1305—1335)

Серебряная монета Аргун-хана (1284–91) из Нишапура в Иране.


Золотоордынская монета из Сарай Ал-Джедид (Новый Сарай)


Монета "доброго царя" Джанибека (1342−1357) Золотая Орда


Монета Ногая (1240 — 1300) правителя самого западного улуса Золотой Орды. Слева изображен трезубец - один из важных символов Золотой Орды, а справа, стилизованное изображение двуглавого орла.

Несколько монет Золотой Орды с изображением стилизованного двуглавого орла.


Какой можно сделать вывод из приведенных фактов? Прежде всего, нужно отметить, что изображения двуглавой птицы чаще всего, а вернее почти всегда, появлялись зонах активности кочевых племен, в 6-11 веках это были различные тюркские племенные союзы. Плато Ордос в нынешнем Китае находится севернее Великой стены, это место где кочевали хунну, тюрки, монголы; буддийский пещерный монастырь Кызыл расположен немного западнее - на границе нынешних Казахстана и Китая; Пермь и река Кама - это северная граница расселения тюркских племен. В Иране изображение двуглавого орла появлялось редко, причем большая часть этих изображений фиксируется только с 11 века, это время массированного проникновения в данный регион тюркских кочевников, тоже самое касается Малой Азии и всего Ближнего Востока.
Напрашивается вывод, что двуглавые орлы в Азии появлялись чаще в регионе Турана, а не Ирана, и их появление было связанно с движением кочевых тюркских племен. География распространения изображений двуглавого орла в Азии подтверждает вывод о том, что именно тюркские племена принесли этот символ в Европу.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх