Эти раскрашенные фигуры в натуральную величину, популярные в Европе в с XVII по XIX веках, были созданы, чтобы развлекать и сбивать с толку.
Вверху роскошная версия вырезанной фигуры из когда-либо созданных. Причуда Нидерландов.
В отличие от блестящих картонных стендапов знаменитостей, которые мы видим сегодня, макеты досок были вручную расписаны маслом художниками, искусными в обманке. Они демонстрировали незаурядное мастерство художника.
Вы можете подумать, что вас-то уже никогда не одурачить, но представьте вечер, неверный свет свечи в ваших руках, вы сворачиваете за угол и обнаруживаете призрачную фигуру в темноте, ее лицо освещено только мерцанием окон.
Ваше сердце, вероятно, остановится на секунду, пока вы не поймете, что то, что вы приняли за человека, на самом деле было картиной.
Аноним. Человек с тростью, около 1690 Ранняя фигура-обманка, между 1610 и 1625 годами
Есть истории о том, как дурачили людей: анекдоты о гостях, принимавших фигурку слуги за живого человека, даже пытающихся сунуть чаевые в его нарисованные руки.
Салли Вистер, молодая американка, записала розыгрыш, который устроили она и ее семья с использованием манекена.
Вот появился их гость, капитан Тилли:
Первым объектом, который бросился ему в глаза, был британский солдат. Через мгновение мы услышали:
"Здесь есть повстанческий офицер?"
И он, как молния, выскочил, понесся через двор, перескочил через забор. Болота, заборы, колючие изгороди и распаханные поля никоим образом не мешали его отступлению.
Мы, женщины, сбежались, чтобы присоединиться к общему смеху…
Представь себе, Тилли, зимний снежный вечер, и он без шляпы, с распущенными волосами, летит через луга, ручьи и ямы. Летит от чего? Ну, немного крашеного дерева».
Аноним. Горничная с метлой, около 1640
Подробности их использования остаются несколько загадочными.
Тем не менее, основная цель этих фигур, по-видимому, заключалась в том, чтобы просто развлечься, хотя историк искусства Клайв Эдвардс предполагает, что манекены в форме солдат иногда использовались в качестве ложных охранников в малопосещаемых уголках величественных домов.
И да, они красивы.
Мальчик, спящий на высоком стульчике, Йоханнес Верспронк, 1654 г.,
Помимо солдат, более распространенными фигурами были дети и служанки.
(Рембрандт якобы разыгрывал прохожих, устанавливая в окне портрет своей служанки в натуральную величину.)
Несколько фигур могли быть портретами домочадцев.
Хотя мы не можем знать наверняка, легко представить, что кто-то заказывает изображение умершего любимого человека или почтенного предка для охраны дома.
Жан-Батист Удри, 1751 г, Собака с миской
Некоторые художники даже использовали несколько слоев игривого обмана в дизайне своих манекенов: один из распространенных типов на первый взгляд кажется горничной, но при ближайшем рассмотрении он украшен одеждой и украшениями дамы из высшего общества.
Художник Самуэль ван Хоогстратен пошел еще дальше, усеяв всю свою студию обманчиво нарисованными вырезками.
Эдвардс делится описанием работ Хоогстратена, написанным голландским художником Арнольдом Хубракеном:
Вот яблоко, груша или лимон на подставке, вот тапок или туфли, нарисованные на вырезанной панели и поставленные в угол комнаты или под стул.
За дверью на гвозде была также вяленая соленая рыба, и они были так обманчиво нарисованы, что их легко можно было принять за настоящую вяленую рыбу.
Как будто в какой-то момент иллюзии сбежали с холста, растеклись по кадру и вторглись в реальный мир.
Генриетта Роннер-Книп. Чугунная фигура-обманка кота, предназначенная для закрывания дымохода, около 1900
Во Франции панель для дымохода была известна как «devant de cheminée». Некоторые художники производили столь поражавшие воображение современников образцы таких панелей, что ими иногда украшали стены и выставляли как станковые картины.
Георг Давид Матьё. Герцогиня София Фредерика и Ульрика София Мекленбургские, 1769 или 1770
Ну и, конечно, переосмысление: Джесси Тарбокс Билс. Художница среди созданных ею пародий на фигуры-обманки, между 1917 и 1925
И еще Матьё:Придворный карлик Хартвиг Кремер с портретом герцогини Луизы Фредерики, жены герцога Фридриха Благочестивого, II половина XVIII века
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art
Свежие комментарии